С наступлением весенне-летнего периода эксплуатации воздушных судов (далее - ВС) резко возрастает количество полётов воздушных судов авиации общего назначения (далее - АОН) в различных целях, в том числе в целях, не установленных воздушным законодательством Российской Федерации.
Пропорционально росту числа полётов с учётом неоднократно отмечаемых Росавиацией проблемных вопросов, связанных с уровнем подготовки пилотов, осуществляющих такие полёты, техническим состоянием используемых ВС, растёт и количество авиационных событий с ВС АОН, связанных с нарушением правил организации, обеспечения и выполнения полетов, а также порядка использования воздушного пространства.
Анализ авиационных событий с ВС АОН показывает, что, в основном, вышеуказанные нарушения требований воздушного законодательства Российской Федерации допускаются при выполнении полетов владельцами легких либо сверхлегких ВС (не имеющими свидетельства эксплуатанта АОН), не зарегистрированных в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, не имеющих документа, подтверждающего летную годность ВС, а также в отсутствие представленного плана полета и уведомления органа ЕС ОрВД.
Результатами этих событий становятся разрушение ВС и гибель людей.
Так, во второй декаде мая 2018 года за три дня произошел ряд событий, связанных с выполнением незаконных полётов ВС:
18.05.2018 от работников Минераловодского центра ОВД поступила информация об обнаружении 16.05.2018 в районе н.п. Мирный Курского района Ставропольского края упавшего вертолета без опознавательных знаков. Пилот 1955 г.р. госпитализирован с сильными ожогами (70% поверхности тела). План полета и уведомление в оперативные органы ЕС ОрВД не поступали. Разрешение на ИВП не выдавалось.
18.05.2018 в зоне ответственности Ростовского ЗЦ ЕС ОрВД, по докладу диспетчера ВМДП аэродрома Сальск, в 08.23 мск на удалении 1 км юго-восточнее данного пункта наблюдался полет вертолета Ми-2 черного цвета без регистрационного и опознавательного знаков, предположительно выполняющий авиационно-химические работы (далее - АХР). План полета и уведомление в органах ЕС ОрВД отсутствовали.
18.05.2018 в 14.32 мск в Ростовский ЗЦ ЕС ОрВД поступило сообщение, что в районе н.п. Киан Андроповского района Ставропольского края Ан-2, выполнявший АХР, с нанесенным бортовым номером RA-3097K (в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации отсутствует), при заходе на посадку зацепился шасси за ЛЭП и совершил грубую посадку. Пилот не пострадал. В процессе выяснения обстоятельств установлено, что план на ИВП не подавался, разрешение на ИВП не выдавалось, уведомление о начале деятельности в органы ЕС ОрВД не поступало.
20.05.2018 в 16.59 мск в районе п.п. Куммолово Ломоносовского района Ленинградской области самолёт Су-29 RA-2828G, принадлежавший частному лицу, после взлёта с площадки перешёл в резкое снижение и с большой вертикальной скоростью на расстоянии 400 метров от торца ВПП столкнулся с землёй. Пилот, 1957 г.р., погиб, самолёт разрушился и сгорел. План полета и уведомление в органах ЕС ОрВД отсутствовали.
20.05.2018 в 03.32 местного времени в Тугуро-Чумиканском районе, в 500 км северо-восточнее г. Благовещенска (зона ответственности Хабаровского ЗЦ ЕС ОрВД) произошло авиационное происшествие с вертолетом SA-342 "Газель", принадлежащим частному лицу. В Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации вертолет не зарегистрирован.
По предварительной информации, 20.05.2018 в период с 00.20 по 02.20 UTC вертолет типа "Газель" выполнил полет от г. Белогорска (Амурская обл.) в районе реки Уда (Хабаровского края) и совершил посадку на подобранную с воздуха площадку на берегу реки в районе базы отдыха. План на ИВП не подавался, разрешение на ИВП не выдавалось. На борту ВС находились КВС и 2 пассажира. Приняв в месте посадки на борт еще одного пассажира, КВС в районе 09.00 UTC произвел взлет и следовал вдоль русла реки Уда в направлении п. Чумикан. Метеоусловия в момент взлета: дождь, туман.
Пролетев около 2 км, из-за сильного тумана КВС принял решение на возврат к месту взлета. В момент разворота, со слов КВС, вертолет потерял управление ("заклинило циклический шаг") и зацепил лопастями несущего винта кромку деревьев на береговой черте, после чего потерял высоту и жестко приземлился на берег реки. В момент приземления ВС разрушилось и загорелось. Пассажиры получили травмы различной степени тяжести, один пассажир скончался через некоторое время после происшествия. КВС эвакуировал пассажиров и убыл в район взлета (на базу отдыха) за помощью.
Эвакуация пострадавших произведена 21.05.2018 вертолетом Ми-2 в больницу поселка Экимчан (Амурская обл., Селемджинский р-н).
КВС, 1970 г.р., свидетельство пилота-любителя выдано 07.12.2012 Северо-Западным МТУ Росавиации.
С ВС АОН Российской Федерации по состоянию на 24 мая 2018 г. произошло пять авиационных происшествий: три катастрофы с гибелью пяти человек и две аварии.
За аналогичный период 2017 года - пять авиационных происшествий: две катастрофы с гибелью шести человек и три аварии (всего в 2017 году - 24 авиационных происшествия, в том числе 13 катастроф с гибелью 26 человек и 11 аварий. В 2016 году - 36 (17 катастроф с гибелью 30 человек и 19 аварий)).
По состоянию на 24 мая 2018 г. с незарегистрированными ВС в Российской Федерации произошло восемь авиационных происшествий: четыре катастрофы с гибелью четырех человек и четыре аварии.
За аналогичный период 2017 года - две аварии и одна катастрофа с гибелью одного человека (всего в 2017 году - 15 авиационных происшествий: 8 катастроф с гибелью 9 человек и 7 аварий. В 2016 году - 6 аварий и 12 катастроф с гибелью 15 человек).
Росавиацией неоднократно отмечалось, что наибольшее количество авиационных происшествий происходит при выполнении авиационных работ, особенно при выполнении авиационно-химических работ, демонстрационных (акробатических) полетов, а также при выполнении так называемых экскурсионных, прогулочных, развлекательных, показательных, обзорных и других подобных полетов.
Зачастую, пилотами легких и сверхлегких ВС АОН при выполнении не предусмотренных эксплуатационной документацией ВС фигур (элементов) высшего и сложного пилотажа предпринимаются попытки получить необычные, острые ощущения, достичь границы возможностей как ВС, так и самого пилота, что в совокупности со слабыми знаниями в области законов и правил, касающихся выполнения функций обладателя свидетельства частного пилота, динамики полета и аэродинамики, общих знаний конструкции ВС применительно к соответствующему виду ВС, принципов эксплуатации и работы силовых установок, систем и приборного оборудования, эксплуатационных ограничений соответствующего вида ВС и их силовых установок, эксплуатационных данных из руководства по летной эксплуатации или эквивалентного ему документа неизменно приводит к выходу за эти границы и, как следствие, к катастрофическим последствиям (например, катастрофа 02.09.2017 на аэродроме Черное (г. Балашиха, Московская область) с самолетом Ан-2 RA-35171 частного лица при попытке выполнения фигуры высшего пилотажа).
В целях обеспечения и поддержания приемлемого уровня безопасности полётов предлагаю:
1. Руководителям (начальникам) территориальных органов Росавиации:
1.1. До 10.06.2018 довести настоящую информацию до руководителей организаций гражданской авиации, эксплуатирующих легкие и сверхлегкие ВС, старших авиационных начальников посадочных площадок, эксплуатантов и частных владельцев ВС АОН, руководителей авиационных учебных центров, центров по сертификации ЕЭВС;
1.2. продолжать взаимодействие с антитеррористическими комиссиями субъектов Российской Федерации в целях организации совместной работы с территориальными органами Ространснадзора, МВД России, ФСБ России, Прокуратуры России по вопросам:
оперативного предоставления (обмена) информации, необходимой для решения задач выявления и пресечения незаконных полетов ВС ГА;
проведения проверок посадочных площадок на их соответствие требованиям воздушного законодательства Российской Федерации о порядке базирования (хранения) ВС АОН;
установления владельцев (собственников, арендаторов) и пользователей незарегистрированных посадочных площадок;
выявления несанкционированных мест базирования лёгких либо сверхлёгких ВС, оснащённых оборудованием (приспособлением) для распыления химических средств, применяемых для защиты растений;
актуализации списка физических и юридических лиц, имеющих лёгкие либо сверхлёгкие ВС АОН, но не имеющих сертификата эксплуатанта АОН;
установления пилотов, не имеющих документов на право выполнения полётов на соответствующих типах ВС;
1.3. продолжать работу по использованию местных средств массовой информации с целью пропаганды соблюдения установленных требований воздушного законодательства в области обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности;
1.4. проконтролировать направление в адрес администраций субъектов Российской Федерации и муниципальных образований обращений с предложением заблаговременно предоставлять информацию о запланированных в зоне ответственности территориального органа Росавиации праздничных мероприятиях с использованием гражданских ВС или об их проведении на аэродромах, вертодромах, посадочных площадках гражданской авиации или аэродромах совместного базирования;
1.5. принимать активное участие в согласовании программ мероприятий с использованием гражданских ВС, исключив возможность привлечения к полетам пилотов и ВС в отсутствие свидетельств авиационного персонала, регистрации гражданского ВС, сертификата летной годности и полисов обязательного страхования ответственности, предусмотренных воздушным законодательством Российской Федерации;
1.6. определить ответственных за методический уровень проведения кустовых совещаний (семинаров) с эксплуатантами и владельцами ВС АОН, обеспечить обязательное проведение анализа и разбора авиационных событий с ВС АОН, обмен опытом эксплуатации ВС, обсуждение проблемных вопросов обеспечения безопасности полетов и выработку аргументированных предложений и мер, направленных на обеспечение безопасности полетов ВС АОН на подконтрольной территории;
1.7. во исполнение пункта 2.4 решения заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам развития АОН от 16.11.2015 N 12 привлекать к участию в ежеквартально проводимых кустовых совещаниях (семинарах) с эксплуатантами и владельцами ВС АОН представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации (местного самоуправления) с целью пропаганды культуры безопасности полетов, соблюдения установленных требований воздушного законодательства в области обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности, в том числе при проведении различного рода праздничных мероприятий с участием ВС АОН;
1.8. организовать и провести работу по выявлению и учёту на подконтрольной территории общественных организаций, ассоциаций, клубов любителей воздухоплавания и иных объединений граждан, интересующихся темой полётов на летательных аппаратах, с целью оказания методической помощи в их деятельности по повышению уровня безопасности полётов;
1.9. в ходе проведения кустовых совещаний (семинаров) с эксплуатантами и владельцами ВС АОН провести работу по выяснению уровня готовности эксплуатантов и владельцев ВС АОН к созданию и участию в работе общественных объединений в интересах АОН, предполагающих концентрацию усилий граждан и государства по оказанию взаимопомощи в вопросах подготовки авиаперсонала, полетопригодности ВС и в других вопросах повседневной и перспективной деятельности АОН;
1.10. представить до 10.06.2018 в адрес Росавиации (Управление инспекции по безопасности полётов) подробную информацию о принятых мерах по исполнению настоящей информации по безопасности полётов.
|
А.В. Нерадько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федерального агентства воздушного транспорта от 29 мая 2018 г. N Исх-13079/02 "Информация по безопасности полетов N 9"
Текст письма официально опубликован не был