Сообщение Европейской Комиссии для Совета Европейского Союза
о "справедливой торговле"*(1)
(Брюссель, 29 ноября 1999 г.)
(COM (1999) 619 final)
1. Введение
Статья 177 Договора об учреждении Европейского Сообщества гласит, что политика Сообщества в области сотрудничества в целях содействия развитию должна способствовать:
- "обеспечению устойчивого экономического и социального развития развивающихся стран, особенно находящихся в наиболее неблагоприятных условиях;
- плавной и постепенной интеграции развивающихся стран в мировую экономику;
- кампании по борьбе против бедности в развивающихся странах.".
"Справедливая торговля" является примером развития, происходящего благодаря торговым отношениям и расширению коммерческих возможностей для преодоления разрыва между развитыми и развивающимися странами для содействия лучшей интеграции развивающихся стран в мировую экономику.
Инициативы "Справедливой торговли" дают потребителям возможность вносить вклад в устойчивое экономическое и социальное развитие развивающихся стран посредством предоставления им преференций в области закупок.
Настоящий документ был подготовлен после принятия Европейской Комиссией на заседании Совета ЕС в июне 1998 г. обязательства представить Сообщение о справедливой торговле и направления запроса Европейского Парламента о представлении Сообщения (Отчет Фасса).
В нем описывается концепция справедливой торговли и дается краткое резюме современного положения с целью содействия обсуждению по плану действий, которые ЕС могло бы принять в целях содействия развитию справедливой торговли в пределах ЕС, и тем самым поспособствовать достижению ключевых целей политики ЕС в области содействия развитию, изложенных в Статье 177 Договора.
Таким образом, настоящее Сообщение устанавливает исходный первый шаг, с которого Европейская Комиссия будет развивать свою позицию по справедливой торговле, а также устанавливает, каким образом данная позиция будет интегрирована с существующей политикой Сообщества.
2. Концепция справедливой торговли
Концепция справедливой торговли развивалась в западных странах на протяжении последних почти 40 лет в ответ на растущее признание того, что выгоды, получаемые от торговли и роста торговли, необязательно распределяются между всеми странами и всеми слоями населения в каждой стране соизмеримым образом.
Цель справедливой торговли заключается в обеспечении того, чтобы производители получали цену, отражающую адекватную отдачу от вложения ими квалификации, труда и ресурсов, а также долю валовой прибыли, соизмеримую с их вкладом. Как правило, это осуществляется на основе соглашения участников инициативы справедливой торговли о выплате справедливой цены, которая устанавливается в договорном порядке в каждом конкретном случае. В ситуациях, когда цена товаров согласовывается на международном уровне (например, на кофе и какао), минимальная цена устанавливается таким образом, чтобы производители получали прибыль выше мировой цены на свою продукцию. Это позволяет производителям внедрять улучшенные производственные системы и условия труда с выгодой для фермеров и работников, а также для окружающей среды.
Справедливая торговля является источником получения более высоких доходов производителями развивающихся стран за их товары, а также предоставляет более широкие возможности для поиска новых рынков. При этом справедливая торговля направлена на содействие созданию условий, которые могут способствовать повышению уровня социальной и экологической защиты в развивающихся странах. В Европе граждане защищены нормами права Сообщества и национального права, регулирующими такие области, как безопасность на рабочем месте, охрана окружающей среды, а также законные права и обязанности работодателей и работников. Аналогичные законные права (например, основные трудовые нормы, закрепленные в декларации МОТ об основных принципах и правах в сфере труда от 18 июня 1998 года) по-прежнему находятся в процессе разработки во многих развивающихся странах, и даже в тех случаях, когда такие существующие экономические или иные условия могут затруднить обеспечение соблюдения законодательства. Цель справедливой торговли состоит в том, чтобы облегчить данные условия посредством повышения эффективности экономического развития и устойчивого роста "снизу вверх". Справедливая торговля также дает надежду сократить некоторые различия, которые в течение десятилетий образовывались между промышленно развитыми и развивающимися странами в результате релятивного снижения цен на основные товары, в особенности, на сельскохозяйственные товары.
Например, справедливая торговля особенно помогает мелким производителям, главным образом в сельскохозяйственном и ремесленном секторе, поскольку мелкие производители в развивающихся странах часто живут в изолированных сельских районах и не производят достаточного количества продукции для прямого экспорта. Они становятся зависимыми от посредников для реализации своей продукции и предоставления кредитных средств. Некоторые фермеры сократили данную зависимость, создав собственные маркетинговые кооперативы, позволив им объединять ресурсы и обмениваться техническими знаниями и оборудованием, в том числе в некоторых случаях общественными услугами, такими как медицинские клиники и школы. Альтернативные торговые организации (понятие которых разъяснено далее в настоящем документе) могут обеспечить решающее преодоление препятствий в развитии успешного сотрудничества, посредством оплаты цены справедливой торговли и предоставления помощи столь же разнообразной, как помощь кооперативу в создании и помощь в качестве грузоотправителя для закупки факсимильного аппарата.
Инициативы в области справедливой торговли могут включать обеспечение авансовых платежей производителям и установление договорных отношений для обеспечения долгосрочной безопасности. Таким образом, повышается стабильность доходов, облегчается планирование и инвестирование и производители получают возможность большего контроля над принятием решений, касающихся переработки и сбыта своей продукции. Справедливая торговля может также обеспечить возможность использования части полученных доходов для укрепления потенциала в таких областях, как создание групп производителей (как, например, описанных выше) и возможности для увеличения стоимости продукции, например, посредством переработки кофейных зерен. Следует подчеркнуть, что прибыль от справедливой торговли идет на пользу сообществу в целом и не служит для личной выгоды.
Концепция справедливой торговли относится главным образом к торговле между развивающимися странами и более развитыми странами. Она не имеет прямого отношения к товарам, производимым в рамках ЕС, где социальные и экологические стандарты уже закреплены в законодательстве. Все внутреннее производство, производители и работники уже извлекают выгоду из уровней социальной и экологической защиты, по крайней мере не менее высоких, чем установленные для продукции справедливой торговли.
Инициативы в области справедливой торговли исходят от частных неправительственных организаций. Они основываются на стимулах в том смысле, что они опираются на выбор потребителей и не управляют торговлей или иным образом не создают барьеров для доступа на рынки в разных странах. В этой связи потребители получают возможность повысить уровень и качество жизни производителей в развивающихся странах посредством устойчивого подхода, ориентированного на рынок.
Следует отметить, что, хотя термин "справедливая торговля" может рассматриваться как форма этичной торговли, данный термин обычно используется применительно к справедливым торговым операциям, укрепляющим экономическое положение мелких производителей и землевладельцев, которые в противном случае могут быть малорентабельными в основном потоке структуры торговли. Термин "Этичная торговля" обычно используется в связи с деятельностью (например, кодексом поведения) многонациональных компаний, действующих в развивающихся странах, которые демонстрируют свою этическую и социальную ответственность перед работниками или другими партнерами.
3. Как справедливая торговля работает на практике?
Существует ряд путей, с помощью которых потребителям предоставляются товары справедливой торговли. Все пути проходят через частные инициативы, наиболее распространенными из которых являются традиционное движение "справедливая торговля" (включая альтернативные торговые организации) и инициативы по маркировке, однако некоторые отдельные компании или розничные продавцы, не входящие в какую-либо конкретную организацию, могут претендовать на справедливую торговлю некоторыми или всеми своими продуктами.
3.1. Традиционное движение "Справедливая торговля"
Концепция справедливой торговли первоначально была разработана неправительственными организациями (NGOs), заинтересованными в торговле и развитии. Первые инициативы в области справедливой торговли предусматривали создание альтернативных торговых организаций или "предприятий справедливой торговли". Часто им давали старт церкви или благотворительные организации, хотя некоторые из них в настоящее время стали независимыми компаниями.
Целая философия данного традиционного пути справедливой торговли основана на использовании принципов справедливой торговли в качестве основы для коммерческих отношений с производителями и поставщиками в развивающихся странах. Импортирующие организации определяют источник продукции, импортируют и сбывают ее потребителям, используя различные методы, например, прямые розничные продажи через "Международные магазины", через другие неправительственные организации, церковные группы, заказы товаров по почте и т. д.
Все аспекты их коммерческой деятельности основаны на духе справедливой торговли, и максимально возможно наибольшая часть конечной цены передается обратно производителям. Во многих случаях любая полученная прибыль направляется на цели развития, хотя некоторые из них являются обычными коммерческими операциями. Большинство продуктов, продаваемых через Международные магазины, не маркированы как таковые; покупка совершается на основе доверия. "Торговые марки" или идентификационная информация данных организаций сами по себе являются признаком того, что продукция и хозяйственная практика соответствуют принципам справедливой торговли. Тем не менее существуют установленные критерии, и определенный мониторинг осуществляется самими организациями или их партнерами в развивающейся стране.
3.2. Инициативы по маркировке
Второй маркетинговый путь, который неуклонно развивался с момента своего возникновения в Нидерландах в 1988 г., заключается в сертификации справедливой торговли. Ее цель состоит в том, чтобы следовать нормальным моделям дистрибуции, чтобы облегчить более широкий доступ к товарам справедливой торговли. В этой связи более не существует уверенности в тесной связи между производителем и рынком сбыта, как в случае традиционного движения справедливой торговли. Здесь импортеры и трейдеры являются обычными коммерческими компаниями, и товары продаются через обычные розничные торговые точки, но маркировка "справедливая торговая", присвоенная агентством по сертификации справедливой торговли, означает для потребителя, что в товарной и маркетинговой системе соблюдаются принципы справедливой торговли. В ЕС используется четыре маркировки справедливой торговли: "Max Havelaar", "Transfair", "Fairtrade Mark" и "Rttvisem
rkt". Организации по сертификации (такое же наименование, как и маркировка), присваивающие маркировку, являются членами FLO (Международных организаций маркировки справедливой торговли), которые координируют их деятельность на уровне ЕС и на международном уровне.
Агентства по сертификации устанавливают критерии, которые должны соблюдаться для того, чтобы продукт содержал маркировку "справедливая торговля". Данные критерии согласованы на международном уровне и разработаны на основе таких международных документов, как Конвенции МОТ (Международной организации труда) и рекомендации ООН по повестке дня на 21 век. Они охватывают, например, такие предметы регулирования, как условия труда, контроль предотвращения загрязнения пестицидами рек и питьевой воды, а также защиту природных экосистем. В настоящее время критерии разрабатываются по каждому продукту отдельно для обеспечения учета специфических характеристик производственных систем и структуры торговли.
Производители и трейдеры могут обратиться в агентства по сертификации с запросом о предоставлении права демонстрировать на своей продукции маркировку "справедливая торговля". Она присваивается товарам, импортируемым от производителей в развивающихся странах, после того как агентством по сертификации будет установлено, что соблюдаются критерии справедливой торговли, определяющие производство и маркетинг. Производители и импортеры, признанные удовлетворяющими критериям справедливой торговли, включаются в международные реестры справедливой торговли. Трейдеры, желающие выйти на рынок справедливой торговли, должны закупать продукцию из сертифицированных источников, а также соблюдать релевантные инспекционные требования для своих собственных коммерческих операций.
Агентства по сертификации несут ответственность за непрерывный мониторинг производителей, импортеров и трейдеров, получивших право на использование маркировки справедливой торговли, гарантирующий, что соответствующие критерии строго соблюдаются.
Программы маркировки справедливой торговли финансируются за счет лицензионных сборов, уплачиваемых импортерами и трейдерами, которые продают продукцию справедливой торговли. Данные сборы связаны с оборотом и объемом продаж. Цель агентств по сертификации состоит в достижении самофинансирования за счет лицензионных сборов, но это происходит только после создания достаточного объема торговли, поскольку регистрационные и лицензионные сборы должны устанавливаться на уровнях, которые делают сертификацию жизнеспособной для импортеров и трейдеров и обеспечивают, чтобы участие в программах справедливой торговли приносило дополнительные выгоды производителям. В этой связи первоначально расходы могут превышать доходы агентств по сертификации, и многие из них получают какую-либо финансовую поддержку из других источников, таких как правительства или NGOs по вопросам развития.
На упаковке отображается эмблема справедливой торговли, удостоверяющая, что производственные и маркетинговые процессы соответствуют критериям справедливой торговли. Маркировка является дополнительной к другим требованиям, предъявляемым к информации о маркировке, таким, как стандарты качества и происхождение, которые регулируются обычными законодательными нормами.
3.3. Ключевые организации, участвующие в справедливой торговле
NEWS! (Сеть Европейских Международных магазинов) - создана в 1994 г.
NEWS! объединяет федерации международных магазинов в 13 европейских странах (все государства-члены ЕС являются членами объединения, за исключением Люксембурга, Португалии и Греции. Швейцария также является членом). Не все магазины входят в федерацию; ситуация меняется в зависимости от страны. В некоторых случаях все магазины находятся в федерации, в других случаях - не все магазины являются ее членами, в остальных странах существует несколько федераций или изолированных групп. Помимо того, являясь торговыми точками, магазины также обеспечивают повышение осведомленности посредством различных мероприятий, таких как дни справедливой торговли. NEWS выполняет функции координатора такой деятельности.
EFTA (Европейская ассоциация справедливой торговли) - была создана неофициально в 1987 г. и официально зарегистрирована в качестве Европейского фонда в 1990 г. Она представляет 12 импортеров из 9 европейских стран (8 государств - членов ЕС: Австрия, Бельгия, Франция, Германия, Италия, Нидерланды, Испания, Соединенное Королевство и Швейцария). Международные магазины, как правило, получают свою продукцию от национальных импортеров, которые могут быть связаны с магазинами. На долю EFTA приходится 60% продаж в секторе.
IFAT (Международная федерация альтернативной торговли) - создана в 1989 г. альтернативными торговыми организациями в Африке, Азии, Австралии, Японии, Европе, Северной Америке и Южной Америке. IFAT - это коалиция в поддержку справедливой торговли, а также форум для обмена информацией. Она связывает сельскохозяйственных и ремесленных производителей юга с организациями севера и юга.
FLO (Международные организации маркировки справедливой торговли) - созданные в 1997 г., Международные организации FLO отвечают за координацию инициатив по сертификации добросовестной торговли, разработку стандартных международных критериев справедливой торговли для каждого продукта и координационный мониторинг, обеспечивающий соблюдение критериев трейдерами и производителями. FLO является головным органом, членами которого являются различные независимые агентства по сертификации справедливой торговли, действующие на национальном уровне в отдельных странах. В настоящее время существует 4 из них (ранее указанных), которые действуют в 12 государствах-членах ЕС. Данные агентства ведут единый реестр продукции организаций производителей: 300 производителей в 29 странах.
NEWS, EFTA, и IFAT составляют часть традиционного движения справедливой торговли, а FLO относится исключительно к маркировке. Традиционное движение справедливой торговли и организации, осуществляющие маркировку, взаимозависимы, поскольку около 50% постоянного по величине потока маркированных продуктов продаются альтернативными рынками сбыта, такими как сеть Международных магазинов или заказ товаров по почте. Более того, координация, осуществляемая сетью Международных магазинов на местном уровне, обеспечивает поддержку и продвижение маркированных продуктов, которые в одиночку не имеют структур или средств для обеспечения надлежащего продвижения продаж.
В 1998 г. данные организации объединились, создав объединение FINE, которое является неформальной структурой, преследующей цель обмена информацией, координации деятельности и выработки общих критериев.
4. Справедливая торговля в пределах Европейского Союза
4.1. Коммерческая деятельность
Первоначально большинство товаров справедливой торговли, доступных в Европе, импортировались альтернативными торговыми организациями и продавались через специализированные торговые точки, такие как "Международные магазины". Такие организации остаются важным каналом реализации продукции справедливой торговли и составляют значительную долю от общего объема продаж. Управление большей частью магазинов на местном уровне осуществляется добровольцами. В Европе насчитывается более 3 000 Международных магазинов и 70 000 торговых точек ориентировочно со 100 000 добровольцев. Все они играют важную роль в повышении осведомленности по вопросам развития и концепции справедливой торговли. Во всех государствах-членах ЕС, где существуют торговые марки (они существуют во всех государствах-членах ЕС, за исключением Испании, Португалии и Греции), данная концепция в настоящее время переходит в разряд основной тенденции, и продукция справедливой торговли также поставляется посредством супермаркетов. В некоторых случаях продукция супермаркетов "собственного бренда" соответствует требованиям для маркировки справедливой торговли.
Основной продукцией, которая в настоящее время реализуются в ЕС в рамках инициатив справедливой торговли, включая альтернативные торговые организации и системы маркировки, являются кофе, ремесленная продукция (включая текстиль и одежду), чай, шоколад, сухофрукты, мед, сахар и бананы. В настоящее время единственной маркированной продукцией являются кофе, какао, чай, бананы, сахар и мед. По проведенным оценкам общий оборот продукции справедливой торговли в ЕС в 1994 г. составил около 175 миллионов евро. В то время как по проведенным оценкам в 1997 г. данная цифра составила от 200 до 250 млн. евро.
Продовольственные товары составляют около 60% розничного товарооборота справедливой торговли, и почти половина из них - продажи кофе. Тем не менее справедливая торговля кофе составляет лишь около 2% от общего рынка кофе в ЕС. Бананы справедливой торговли, которые являются более новым "продуктом" справедливой торговли, чем кофе, составляют около 0,2% от общего рынка бананов ЕС.
4.2. Политическая деятельность
В дополнение к указанной коммерческой деятельности в последние годы в рамках ЕС активизируется политическая деятельность по тематике справедливой торговли. В январе 1994 г. Европейский Парламент принял резолюцию по "поощрению справедливости и солидарности в торговле "Север-Юг"*(2), призывающую к инициативам поддержки справедливой торговли на уровне ЕС, выделению финансирования и включению вопросов справедливой торговли в политику Сообщества в области развития и сотрудничества. В 1994 г. Европейская Комиссия опубликовала документ об Альтернативной торговле, выражающий ее поддержку укреплению справедливой торговли на Юге и на Севере. В 1996 г. Комитет по социальным и экономическим вопросам выдал заключение о "Европейском движении по маркировке "справедливая торговля"*(3), в заключительной части которого он приветствовал разработку инициатив в области маркировки справедливой торговли и призвал Европейскую Комиссию создать Выделенную бюджетную линию для поддержки деятельности в области справедливой торговли. Указанное предложение было повторено в отчете о Справедливой торговле (Отчет Фасса)*(4), принятом Европейским Парламентом в 1998 г., в котором также был выдвинут ряд предложений по дальнейшим действиям Европейской Комиссии в поддержку справедливой торговли.
В дополнение к заинтересованности в справедливой торговле в целом политические деятели, NGOs и лоббистские группы поднимают вопрос о справедливой торговле конкретно в отношении бананов. Европейская Комиссия задалась вопросом о намерениях относительно поддержки справедливой торговли бананами со стороны Европейского Парламента и Совета Министров и взяла на себя обязательство рассмотреть меры, которые могут быть приняты. Кроме того, в октябре 1997 г. Совместная Ассамблея ЕС и стран АКТ*(5) приняла резолюцию с запросом к Европейской Комиссии о принятии мер по оказанию помощи желающим торговать бананами в рамках ЕС на основе справедливой торговли.
4.3. Потребительский интерес
Исследование EUROBAROMETER, проведенное от имени Европейской Комиссии в 1997 г., дало представление об уровне интереса общественности к товарам справедливой торговли. В целом 11% населения ЕС уже покупали товары справедливой торговли, причем их доля варьируется в широких пределах в разных государствах-членах ЕС, от 3% в Португалии и Греции, до 49% в Нидерландах.
Исследование также показало, что почти три четверти (74%) населения ЕС заявляют, что они будут покупать бананы справедливой торговли, если они будут доступны в магазинах наряду со "стандартными" бананами. В общей сложности 37% потребителей ЕС заявили, что они будут готовы платить премию в размере 10% свыше цены обычных бананов за бананы равнозначного качества, произведенные в соответствии со стандартами справедливой торговли.
Дальнейший анализ ответов на опрос показал, что люди с предшествующим опытом справедливой торговли продукцией с большей вероятностью покупают бананы справедливой торговли и готовы платить за них больше. Более 9 из 10 (93%) потребителей, которые уже приобретали товары справедливой торговли, будут готовы купить бананы справедливой торговли, а 7 из 10 (70%) заплатят премию в размере не менее 10% по сравнению с ценой обычных бананов.
Имеются также данные о том, что розничные продавцы начинают осознавать и реагировать на потребительский спрос на некоторые гарантии, касающиеся условий производства покупаемых ими товаров.
5. Текущая деятельность ЕС в поддержку справедливой торговли
5.1. Финансовая поддержка организаций, участвующих в справедливой торговле
Европейская Комиссия уже оказала некоторую ограниченную финансовую поддержку деятельности, связанной со справедливой торговлей, NGOs в рамках ЕС и группам производителей в развивающихся странах. Большая часть данных финансовых средств была выделена по бюджетной статье B7-6000, меньшая сумма - из бюджетной статьи B7-6200. В настоящее время инициативы в области справедливой торговли и этической торговли включаются в один и тот же раздел альтернативной торговли.
Помощь по данным бюджетным статьям, оказываемая до настоящего времени, включила в себя финансирование:
- Организаций, получивших маркировку справедливой торговли, - для их деятельности по продвижению новых линий продукции: они включают кофе, какао, бананы и апельсиновый сок. Мероприятия включали главным образом кампании по повышению осведомленности потребителей и образовательную деятельность. В настоящее время Европейская Комиссия вносит вклад в финансирование всех организаций, получивших маркировку справедливой торговли, в государствах-членах ЕС;
- Международных магазинов - виды поддерживаемой деятельности изменяются в зависимости от потребностей различных организаций. Большинство данных организаций в основном занимаются продажей товаров, а поддержка Европейской Комиссией осуществляется для создания потенциала и мероприятий по продвижению товаров;
- EFTA для ее пропагандистской деятельности, проведения исследований, повышения осведомленности и агитации.
Другие NGOs, которые не связаны непосредственно с организациями справедливой торговли, но получают финансирование, могут также осуществлять некоторые виды деятельности в области справедливой торговли.
Помимо этой деятельности в государствах-членах ЕС Европейская Комиссия также поддерживала проекты в развивающихся странах.
Количественное соотношение поданных заявок на финансирование, связанных с вопросами справедливой торговли и этичной торговли, и доля таких проектов в общих расходах в последние годы последовательно возрастают. За последние 5 лет на поддержку развития образования было израсходовано 9 миллионов евро. В 1997 г. Европейская Комиссия выделила 2 911 511 евро по бюджетной статье B7-6000 в поддержку 15 проектов повышения осведомленности о справедливой торговле. За 1998 г. примерно 3 700 000 евро были выделены на проекты справедливой торговли и этичной торговли.
Критерии, регулирующие расходы по данным бюджетным статьям, не охватывают весь спектр действий, направленных на обеспечение доступности продукции справедливой торговли потребителям ЕС. Например, в то время как рекламные мероприятия по увеличению осведомленности потребителей о концепции справедливой торговли в целом разрешены, невозможно рекламировать какую-либо конкретную продукцию справедливой торговли. Это ограничивает полезность данных бюджетных статей для NGOs, которые хотят выпустить на рынок ЕС продукцию справедливой торговли, где продвижение товара составляет значительную часть общего бюджета.
5.2. Другие виды финансовой поддержки
За последние четыре года также была предоставлена помощь трем проектам по социально-ответственному потреблению, которое включает в себя ряд инициатив в области справедливой торговли. Два данных проекта были завершены и касались повышения осведомленности потребителей. Третий проект будет завершен в течение 1999 г., он касается разработки руководства для потребителей об устойчивых закупках. Данные проекты относятся к бюджетным статьям B5-1000 и B5-1050, и предусмотренная на них общая сумма составляет почти 140 000 евро.
По бюджетной статье B7-3000 Европейская Комиссия выделила 990 000 евро на программу, предназначенную для предоставления детям, работающим в ковровом производстве в Пакистане, питания, медицинского обслуживания, неполного рабочего дня или повышения квалификации. На будущий период было выделено дополнительно 3 миллиона евро.
Кроме того, на проекты в Непале и Индии по бюджетной статье B7-7070 было выделено 4 миллиона евро.
Что касается конкретно бананов, то в апреле 1999 г. Совет ЕС принял Регламент Совета ЕС, устанавливающий рамки оказания помощи странам АКТ - традиционным поставщикам бананов. Данный Регламент включает ссылку на возможность финансирования инициатив справедливой торговли*(6).
5.3. Законодательство
В соответствии с общей целью достижения устойчивого развития Сообщество привержено интеграции экологических факторов в другие стратегии, а также более пристальное внимание социальным аспектам глобализации торговли. Следуя позиции, разработанной на Копенгагенском Саммите, ЕС заявил о своем намерении уделять более пристальное внимание социальным аспектам глобализации торговли. ЕС стремится добиться действительного прогресса на пути к достижению цели по устранению несоответствия требованиям основных социальных стандартов во всем мире.
ЕС начал претворять данные идеалы в жизнь посредством инкорпорации в свое законодательство, касающееся внешней торговли, принципа предоставления средств стимулирования торговли для соблюдения минимальных социальных и экологических стандартов.
Схема обобщенных тарифных преференций (GSP) ЕС, установленная в Регламентах Совета (ЕС) 3281/94 (промышленный сектор) и (ЕС) 1256/96 (сельскохозяйственный сектор) для продукции, происходящей из развивающихся стран, предусматривает специальные меры стимулирования в виде дополнительных преференций, предоставляемых странам, внутренние правовые положения которых соответствуют определенным минимальным социальным или экологическим условиям.
В соответствии с требованиями данных Регламентов в июне 1997 г. Европейская Комиссия представила Совету ЕС отчет о результатах исследований, проведенных на международных форумах по вопросу о связи между состоянием международной торговли, социальными стандартами и окружающей средой (COM(97) 260 final). В свете пересмотра, проведенного Советом ЕС на основе отчета, в октябре 1997 г. Европейская Комиссия представила предложение о дополнительном преференциальном снижении таможенных тарифов и об условиях использования специальных механизмов поощрения, касающихся трудовых прав и охраны окружающей среды. Двадцать пятого мая 1998 г. Совет ЕС принял Регламент (ЕС) 1154/98, имплементирующий данные специальные меры стимулирования.
Для получения преимуществ правовой режим страны в области социального стимулирования должен соответствовать стандартам, установленным Конвенциями Международной организации труда (МОТ) N 87 и N 98 о применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров, и N 138 о минимальном возрасте для приема на работу.
В декабре 1998 г. Совет ЕС продлил действие Схемы GSP, включая общие и специальные механизмы поощрения, на следующий трехлетний период до 31 декабря 2001 г.*(7)
Экологический режим охватывает страны, отвечающие критериям Международной организации по тропической древесине (ITTO). В этой связи он может применяться только к промышленной продукции, переработанной из тропической древесины, или сельскохозяйственной продукции, выращенной в тропических лесах, управляемых в соответствии со стандартами ITTO, которые на данный момент являются единственными признанными на международном уровне экологическими стандартами в данной области.
5.4. Другие смежные виды деятельности - этичная торговля/кодексы поведения
Фонд новой экономики провел исследование для Европейской Комиссии по использованию социальной маркировки как средства сообщения об этичной торговле*(8). Его результаты были опубликованы в ноябре 1998 г. В ходе исследования были изучены различные типы социальной маркировки от односторонних требований используемой со стороны отдельных производителей под своим брендом маркировки до самостоятельно признанной маркировки, такой как справедливая торговля, а также одобряемой государством и обществом маркировки, такой как эко-маркировка ЕС, несмотря на то, что данная маркировка не является социальной. В нем также изложены предварительные условия для эффективности маркировки, такие как, например, ясность, доверие или воздействие. Результаты указанного исследования свидетельствуют о том, что "социальная маркировка является одним из возможных механизмов обеспечения позитивных социальных изменений посредством рынка" и что "подход с точки зрения структуры портфеля активов к поддержке этичной торговли предпочтительнее государственной политики, ориентированной исключительно или фактически на развитие социальной маркировки". В исследовании подчеркивается, что "Социальная маркировка заслуживает поддержки со стороны ЕС, в частности, способствуя пониманию гражданским обществом вопросов, которые она затрагивает".
Предприятия - главным образом в отраслях торговли, текстильной и швейной промышленности, обувной промышленности, производства спортивных товаров и игрушек, а также производители сырья - все больше осознают данные проблемы, многие из них уже ввели свои собственные кодексы поведения.
Другие инициативы, осуществляемые на европейском уровне с 1995 г., включают совместные декларации и кодексы поведения по основным трудовым нормам (в отраслях торговли, текстильной и швейной промышленности, обувной промышленности)*(9), опубликованные социальными партнерами в рамках отраслевого социального диалога. Кроме того, 20 февраля 1998 г. в Брюсселе ЕС организовал совместный семинар по кодексам поведения и трудовым нормам с Министерством труда США. Десятого - одиннадцатого декабря 1998 г. Департамент труда в Вашингтоне организовал последующую деятельность.
Необходимость мониторинга кодексов поведения, участия в нем всех заинтересованных сторон и установления основных требований к кодексу поведения была подчеркнута на заседании рабочей группы, организованном Европейской Комиссией 25 ноября 1998 г. Комитет Европейского Парламента (ЕП) по развитию и сотрудничеству также призвал Европейскую Комиссию рассмотреть вопрос о создании Европейской платформы мониторинга в своем проекте отчета "Стандарты ЕС для европейских предприятий, действующих в развивающихся странах: на пути к Европейскому кодексу поведения и платформе мониторинга" (Отчет Хоувитта). В отчете также предлагается, чтобы ЕП действовал в качестве временной платформы. Комитет по внешним связям также призвал Европейскую Комиссию разработать типовой кодекс поведения на европейском уровне (Отчет Сейнджона). 13 января 1999 г. ЕП принял доклад Сейнджона и - с некоторыми изменениями и поправками - Отчет Хоувитта - 15 января 1999 г.
6. Справедливая торговля, ВТО и рост мировой торговли
Торговля давно признана основой для создания благосостояния. Увеличение мирового торгового потока приводит к росту совокупного экономического процветания, и на протяжении многих лет торговые страны мира привержены процессу поощрения мировой торговли и снижения торговых барьеров. Среди прочего, это позволило ряду стран с более низким уровнем дохода очень быстро развивать свою экономику в течение относительно короткого периода времени. Одной из четких целей многосторонней торговой системы является обеспечение того, чтобы страны, находящиеся на ранних этапах развития, также получали выгоды от либерализации.
Процесс снижения торговых барьеров путем последовательных раундов ГАТТ завершился созданием в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО), цели которой, inter alia, заключаются в следующем:
"повысить уровень жизни, обеспечить полную занятость, позволяющую оптимально использовать мировые ресурсы в соответствии с целью устойчивого развития, стремясь защитить и сохранить окружающую среду и сделать это таким образом, чтобы это соответствовало соответствующим потребностям стран, находящихся на различных уровнях экономического развития,
Признавая далее, что необходимы позитивные усилия, направленные на обеспечение того, чтобы развивающиеся страны и, в особенности, наименее развитые из них, гарантированно получали долю в росте международной торговли, соизмеримую с потребностями их экономического развития.".
Европейская Комиссия полностью привержена целям и задачам ВТО. Более открытая многосторонняя торговая среда является каркасом, который позволяет странам и их гражданам повышать их процветание и благосостояние.
При создании более либеральной торговой системы существовали опасения по поводу способности некоторых развивающихся стран в полной мере воспользоваться более открытой торговой средой. В этой связи в Марракешской декларации об учреждении ВТО стороны, ее подписавшие, заявили о своем намерении продолжать оказывать помощь и содействие расширению торговых и инвестиционных возможностей наименее развитых стран и следить за воздействием Уругвайского раунда на уязвимую экономику.
Создание условий для того, чтобы производители в развивающихся странах могли воспользоваться возможностями, предлагаемыми посредством глобальной торговли, является основной предпосылкой инициатив в области справедливой торговли.
Инициативы в области справедливой торговли действуют на основе добровольного участия. Потребители могут создавать спрос на продукты справедливой торговли посредством своих предпочтений по закупкам, а производители и трейдеры, желающие принять участие в справедливой торговле, предлагают продукты для удовлетворения данного спроса, продемонстрировав их соответствие условиям справедливой торговли, с вытекающими из этого преимуществами для первичных производителей.
В той мере, в которой инициативы в области справедливой торговли остаются частными инициативами и функционируют на основе добровольного участия, справедливая торговля согласуется с недискриминационной многосторонней системой торговли, поскольку она не накладывает ограничений на импорт или другие формы протекционизма. Инициативы в области справедливой торговли могут действовать в качестве рыночных механизмов, которые предлагают больший выбор производителям и потребителям, поскольку их успех, в частности, в области маркированной продукции справедливой торговли в основных торговых точках, зависит от рыночного спроса.
Для того чтобы правительства создали механизмы регулирования, основанные на концепциях справедливой торговли, им необходимо будет учитывать свои обязательства в рамках ВТО, с тем чтобы обеспечить, в частности, прозрачное и недискриминационное функционирование таких систем.
Новый раунд переговоров о торговле в рамках ВТО начнется в ближайшем будущем. Сообщество выступает за проведение всестороннего Раунда переговоров с широкой и сбалансированной повесткой дня, которая обращена ко всем членам ВТО. Основная цель ЕС в этой связи заключается в проведении либерализации торговли таким образом, чтобы она полностью соответствовала устойчивому развитию, а также способствовала повышению социальных стандартов и охране окружающей среды во всем мире.
7. Вопросы, возникающие при рассмотрении дальнейшей поддержки ЕС Деятельности в области справедливой торговли
Рост справедливой торговли
В то время как движение за справедливую торговлю в настоящее время выстраивается под единым символом FINE*(10), инициативы в области справедливой торговли все еще развиваются на разных уровнях. Тем не менее растет число отдельных компаний, не связанных с указанными организациями, которые предъявляют требования справедливой торговли, носящие декларативный характер или основанные на кодексах поведения, разработанных одной компанией или группой компаний. Развитие справедливой торговли и этичная торговля должны рассматриваться согласованно.
Определение
Некоторые из трудностей, связанных со справедливой торговлей, обусловлены тем, что в настоящее время отсутствует ее юридическое определение, что открывает доступ к возможности злоупотреблений. Кроме того, только в середине 1999 г. было согласовано одно определение для FINE. Более того, нет единой маркировки или символа для идентификации товаров справедливой торговли.
Критерии
Критерии продукции справедливой торговли, как правило, варьируются между продуктами, организациями и компаниями. Само движение справедливой торговли, особенно, FINE, положило начало процессу определения общих критериев. Отчет Фасса предлагает набор минимальных критериев для справедливой торговли. С увеличением числа требований справедливой торговли и видов маркировки возрастает необходимость в согласованных между различными заинтересованными сторонами руководящих указаниях в отношении критериев справедливой торговли. Критерии должны, с одной стороны, способствовать предотвращению вводящих в заблуждение и необоснованных требований и этикеток и, с другой стороны, должны способствовать участию в справедливой торговле мелких производителей.
В качестве первого шага следует рассмотреть вопрос о поддержке усилий NGO по укреплению потенциала организаций маркировки справедливой торговли в том, что касается разработки критериев маркировки и сертификации, с тем, чтобы они создавались прозрачным образом, а их соблюдение впоследствии поддавалось проверке.
Выбор потребителя: критерии и мониторинг
Маркировка справедливой торговли и предъявляемые к ней требования должны достигать своих целей в отношении производителей из развивающихся стран и позволять потребителям делать правильный осознанный выбор. В этой связи очевидно, что необходимо изучить и проанализировать, каким образом такие требования и маркировка в настоящее время обосновываются, верифицируются и контролируются либо самими организациями справедливой торговли, независимыми органами или другими лицами. Впоследствии следует рассмотреть варианты дальнейшего совершенствования мониторинга, верификации и контроля в отношении требований и маркировки с учетом издержек и выгод, особенно, конкурентоспособности продукции справедливой торговли.
Например, Директива о рекламе, вводящей в заблуждение*(11), может рассматриваться в качестве документа для последующих верификации и контроля в целях обеспечения надлежащей защиты потребителей. Можно также рассмотреть возможность создания независимой системы внешнего мониторинга или аккредитации.
Информация для потребителей
Для дальнейшего развития инициатив в области справедливой торговли потребитель должен быть лучше информирован о наличии продукции справедливой торговли и о значении маркировки справедливой торговли.
Добровольное участие
Участие в любой программе справедливой торговли должно оставаться добровольным.
Совместимость с ВТО
При рассмотрении вопроса о дальнейшей поддержке/действиях в интересах справедливой торговли Сообщество будет учитывать свои обязательства по ВТО. Программы справедливой торговли должны выступать в качестве позитивных и добровольных стимулов торговли и механизмов для улучшения социальных и экологических условий в интересах устойчивого развития.
Диалог с движением справедливой торговли
Следует рассмотреть вопрос о создании официальной платформы для диалога с движением справедливой торговли в целях обсуждения вопросов, изложенных в настоящем Сообщении, и помощи ЕС в развитии справедливой торговли.
------------------------------
*(1) Communication from the Commission to the Council on "fair trade". Brussels, 29.11.1999, COM(1999) 619 final.
*(2) Документ EP A3-0373/93, PE 206.396.
*(3) CES 538/96 E/as.
*(4) Документ EP A4-0198/98, PE 225.945.
*(5) АКТ - страны Африки, Тихого океана и Карибского бассейна - прим. перевод.
*(6) Регламент (ЕС) 856/1999, 22.4.1999, ОЖ N L 108 от 27.4.1999, стр. 2.
*(7) Регламент (ЕС) 2820/98, 21.12.1998, ОЖ N L от 30.12.1998, стр. 1.
*(8) "Социальная маркировка - Инструмент для этичной торговли" - итоговый отчет 1998 г., Фонд новой экономики, Cinnamon House, 6-8 Cole Street, London, SE1 4HY, UK.
*(9) 1995 г.: Хартия по вопросам детского труда социальных партнеров Европейской обувной промышленности, CEC и FSE:THC. Хартия была обновлена в 1997 г. и пролонгирована с согласия Европейской ассоциации обувных предприятий розничной торговли (CEDDEC) и EuroFiet в секторе обувной розничной торговли в 1998 г.;
1996 г.: Совместная декларация по вопросам детского труда социальных партнеров в сфере торговли, EuroCommerce и EuroFiet;
1997 г.: Кодекс поведения социальных партнеров отрасли текстильных изделий и одежды/текстильной и швейной промышленности, Euratex и ETUF: TCL, содержащий шесть ключевых конвенций МОТ по вопросам труда.
*(10) FINE - Четыре главных международных федерации: FLO (сертификация), IFAT, NEWS (Международные магазины), EFTA (Свободная торговля) - прим. перевод.
*(11) Директива 84/450/ЕЭС Совета ЕС от 10 сентября 1984 г. о сближении законодательных, регламентарных и административных положений государств-членов ЕС, касающихся рекламы, вводящей в заблуждение, ОЖ N L 250, 19.9.1984.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сообщение Европейской Комиссии для Совета Европейского Союза о "справедливой торговле" (Брюссель, 29 ноября 1999 г.) (COM (1999) 619 final)
Переводчик - Мироненкова Л.В.
Текст сообщения официально опубликован не был