Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Фонда "ИЭП им. Е.Т. Гайдара" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии Федеральной службы государственной статистики (далее - Конкурсная комиссия) при проведении Федеральной службой государственной статистики (далее - Заказчик), Конкурсной комиссией открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по выполнению научно-исследовательской работы по теме: Исследования результатов подготовки и проведения Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года и разработка концептуальных подходов по совершенствованию сельскохозяйственных переписей в соответствии с рекомендациями ФАО ООН по проведению сельскохозяйственных переписей раунда 2020 года (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100011918000031) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссией, Заказчика при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Конкурсной комиссии:
1. Конкурсной комиссией неправомерно принято решение о признании заявки ООО "Статика и Экономика" соответствующей требованиям Конкурсной документации.
2. Конкурсной комиссией ненадлежащим образом применен порядок оценки в отношении заявки ООО "Центр научных исследований и перспективных разработок" по нестоимостным критериям оценки.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 30.03.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 7 840 000 рублей;
4) на участие в Конкурса подано 4 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурса допущены 4 заявки от участников закупки;
6) победителем Конкурса признано ООО "Статистика и Экономика" с минимальным предложением о цене государственного контракта 6 340 000 рублей;
7) 28.05.2018 Заказчиком заключен государственный контракт с победителем Конкурса - ООО "Статистика и Экономика".
1. Согласно доводу Заявителя, Конкурсной комиссией неправомерно принято решение о признании заявки ООО "Статика и Экономика" соответствующей требованиям Конкурсной документации, поскольку ООО "Статика и Экономика" (победитель) в составе заявки на участие в Конкурсе представил недействительную выписку из ЕГРЮЛ, содержащую записи 103 и 104, причина внесения которых свидетельствует о внесении в ЕГРЮЛ информации о недостоверности сведений в отношении ООО "Статика и Экономика".
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать, в том числе выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица).
Представители Заказчика на заседании Комиссии представили заявку ООО "Статика и Экономика" на участие в Конкурсе, содержащую выписку из ЕГРЮЛ от 11.04.2018, заверенную печатью ФНС N 24 по городу Москве, и пояснили, что указанная выписка соответствует требованиям Закона о контрактной системе, в связи с чем заявка указанного участника признана соответствующей Конкурсной документации.
Вместе с тем, на Заседании Комиссии представителем Заявителя не представлено доказательств и сведений, позволяющих прийти к выводу о том, что ООО "Статика и Экономика" в составе заявки на участие в Конкурсе представлена недействительная выписка из ЕГРЮЛ, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, Конкурсной комиссией ненадлежащим образом применен порядок оценки в отношении заявки ООО "Центр научных исследований и перспективных разработок", а именно: по показателю "Качество услуг" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" заявка не содержит предложения, относящиеся к работам, являющимися объектом закупки.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия проверяет заявку на участие в конкурсе в том числе, на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации.
В пункте 18 Информационной карты к Конкурсной документации Заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:
1) "Цена Государственного контракта - значимость критерия 20 %;
2) "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (Критерий N 2) - значимость критерия 50 %;
3) "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 3) - значимость критерия 30%.
В рамках Критерия N 2 установлен Показатель "Качество работ", предметом оценки которого является "предложение участника конкурса в отношении качественных характеристик объекта закупки и иных условий исполнения контракта, содержащееся в представленных в составе его заявки информации и документах, в том числе:
- в Подробном описании мероприятий, которые выполняются по Календарному плану, указанному в Форме N 2 конкурсной документации, оформленном в соответствии с требованиями, указанными в информационной карте".
По Критерию N 3 в соответствии с Конкурной документацией оценка заявок производится, в том числе с учетом показателя "Опыт участника по успешному выполнению научно-исследовательских работ сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель N 1).
В рамках указанного показателя оценке подлежат: "По данному показателю оценивается представленная в конкурсной заявке по Форме N 1 лист 3 "Информация о квалификации участника конкурса (за последние пять лет). Опыт участника по успешному выполнению научно-исследовательских работ сопоставимого характера и объема" документально подтвержденная участником конкурса о наличии положительного опыта выполнения научно-исследовательских работ сопоставимых по тематике, характеру и объему с тематикой, характером и объемом научно-исследовательской работы, являющейся объектом закупки по настоящем конкурсу, за предшествующий конкурсу пятилетний период.
Отсутствие в указанный период у участника конкурса подтвержденного положительного опыта, соответствующего установленному содержанию показателя, оценивается в ноль баллов.
Под научно-исследовательскими работами сопоставимого характера и объема понимаются ранее выполненные научно-исследовательские работы по контрактам, заключенным участником конкурса с федеральными органами исполнительной власти, Федеральной службой государственной статистики, близкие по тематике, содержанию, объему работ объекта закупки и используемым методам достижения цели и решения задач, указанным в Техническом задании настоящей конкурсной документации.
Оценка заявок участников конкурса по настоящему показателю осуществляется экспертным путем.
Количество баллов, присуждаемых заявке (предложению) участника конкурса по настоящему показателю определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов Комиссии, присуждаемых заявке (предложению) по показателю.
Лучшим условием исполнения контракта по показателю оценки является наибольшее значение показателя".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что Конкурсная комиссия производила оценку заявок на участие в Конкурсе в соответствии с порядком оценки заявок, установленном в Конкурсной документации, при этом по Показателю N 1 участнику ООО "Центр научных исследований и перспективных разработок" присвоено "0" баллов.
Вместе с тем, на Заседании Комиссии представитель Заявителя не предоставил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу о том, что Конкурсной комиссией ненадлежащим образом применен порядок оценки в отношении заявки ООО "Центр научных исследований и перспективных разработок", в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
По Показателю "Качество работ" Критерия N 2 в Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки: "По данному показателю оценивается с точки зрения достижения наилучших результатов выполнения работ и целей, установленных Техническим заданием, степень содержательной проработки предложения о качестве исследования, в том числе обоснованность, достаточность и корректность предложенных методов и способов решения основных задач Технического задания на выполнение научно-исследовательской работы, являющихся предметом конкурса, последовательность их выполнения и объем.
Оценка заявки участника конкурса по настоящему показателю осуществляется членами комиссии экспертным путем исходя из совокупности условий, содержащихся в предложении о качестве работ в сравнении с предложениями, поданными другими участниками конкурса.
По результатам оценки заявок участников конкурса по показателю "Качество работ" каждой заявке присваивается количество баллов, соответствующее условиям, изложенным в предложении участника конкурса о качестве работ исходя из степени выгодности предложения участника.
Наибольшее количество баллов присваивается заявке, содержащей наиболее детализированное, проработанное по содержанию и условиям исполнения контракта предложение участника конкурса в наибольшей степени обеспечивающее возможность достижения целей и получения заданных результатов.
Максимальное возможное количество баллов, присваиваемых заявке по настоящему показателю, составляет 100 баллов, минимальное - 1 балл".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что порядок оценки заявок установлен в Конкурсной документации ненадлежащим образом, в частности, вышеуказанный порядок оценки не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации не установлен предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень информации, подлежащих оценке Конкурсной комиссией и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по Показатель "Качество работ" Критерия N 2, например, понятие "степени содержательной проработки", не раскрыто, а также не указано, какое предложение участника Конкурса содержит наиболее "детализированное", "проработанное" по содержанию и условиям исполнения контракта в "наибольшей степени" обеспечивает возможность достижения целей и получения заданных результатов.
Кроме того, изучив Конкурсную документацию Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по Показателю N 1 не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, поскольку указанный порядок оценки не раскрывает понятие сопоставимости работ по характеру и объему, а именно не представляется возможным определить, какие именно работы являются "близкими по тематике, содержанию, объему работ объекта закупки и используемым методам достижения цели и решения задач, указанным в Техническом задании".
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно части 2 статьи 54 Закона о контрактной системе контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола.
На заседании Комиссии установлено, что 17.05.2018 в ЕИС размещен протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 17.05.2018 N ПРО1.
В соответствии со статьей 192 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Вместе с тем, 28.05.2018 Заказчиком заключен государственный контракт с ООО "Статистика и Экономика" (реестровая запись N 1770823464018000037), то есть до истечения десятидневного срока, предусмотренного частью 2 статьи 54 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 2 статьи 54 Закона о контрактной системе и образуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу Фонда "ИЭП им. Е.Т. Гайдара" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 9 части 1 статьи 50, части 2 статьи 54 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по результатам проведения Конкурса заключен государственный контракт, предписание по данному делу не выдавать.
4. Передать материалы от 29.05.2018 по делу N 18/44/105/569 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 29 мая 2018 г. N 18/44/105/569 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был