Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "ФАВОРИТ-М" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства по делам молодежи (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по содействию в организации и проведении Всероссийского молодежного образовательного форума "Территория смыслов на Клязьме" в части организации трансфера (номер извещения 0173100003518000084) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в документации об Аукционе неправомерные требования к описанию объекта закупки, а именно:
1. В документации об Аукционе установлены требования, влекущие ограничение количества участников закупки, в отношении технических характеристик транспортных средств.
2. В один объект закупки объединены услуги, которые технологически и функционально не взаимосвязаны между собой (услуги по предоставлению транспорта с обеспечением железнодорожными билетами).
Представители Заказчика частично согласились с доводами Заявителя.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела, Комиссией перенесено рассмотрение жалобы с 31.05.2018 на 01.06.2018.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 11.05.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 10 725 814 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе -28.05.2018;
5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки
6) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;
7) дата проведения Аукциона - 31.05.2018;
8) в соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся;
9) победителем Аукциона признано - ООО "Транзит-М".
1. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в документации об Аукционе неправомерные требования к описанию объекта закупки, а именно в документации об Аукционе установлены требования, влекущие ограничение количества участников закупки, в отношении технических характеристик транспортных средств.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом контракта является оказание услуг по содействию в организации и проведении Всероссийского молодежного образовательного форума "Территория смыслов на Клязьме" в части организации трансфера.
В соответствии с техническим заданием документации об Аукционе необходимо оказать комплекс услуг в части организации трансфера. При этом в техническом задании указаны следующие требования к транспортным средствам:
Требования к транспортным средствам (пункт 2 таблицы):
- Сидения: с ремнями безопасности или без.
- Солнцезащитные шторки: должны отсутствовать; присутствовать.
-Ткань солнцезащитных шторок: должна быть плотной, препятствовать прониканию света в салон.
По мнению Заявителя, установление требований "сидения: с ремнями безопасности или без", "солнцезащитные шторки: должны отсутствовать; присутствовать" с указанием показателей ткани солнцезащитных шторок: "должна быть плотной, препятствовать прониканию света в салон", вводит участников закупки в заблуждение, поскольку в случае отсутствия солнцезащитных шторок, исключается возможность указания показателей ткани солнцезащитных шторок, что в свою очередь влечет отклонение заявки на участие в Аукционе.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в случае отсутствия солнцезащитных шторок, указание в составе заявки тканей солнцезащитных шторок не требуется, а в отношении ремней безопасности сообщили, что при составлении технической части документации об Аукционе допущена техническая ошибка в отношении требования к транспортным средствам (пункт 2 таблицы) "сидения: с ремнями безопасности или без", поскольку согласно правилам дорожного движения требуются сидения исключительно с ремнями безопасности.
Кроме того, в инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе установлено "в случае указания требуемого значения с использованием слова "около", требуется указать значение, не равное указанному, а из диапазона +10%".
Следовательно, из положений документации об Аукционе не представляется возможным определить какое именно значения показателя следует указать в составе заявки, поскольку участнику закупки требуется самостоятельно осуществлять математический расчет объема топливного бака исходя из заданного Заказчиком диапазона исключительно в 10%.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также, по мнению Заявителя, в техническом задании документации об Аукционе установлены избыточные требования к транспортным средствам:
Требования к транспортным средствам (пункт 3 таблицы):
- Диски: должны быть легкосплавные R17 или R16.
- Цвет кузова: должен быть черный "Металлик".
- Цвет ткани обивки: должен совпадать с цветом кожи.
- Объем топливного бака: требуется около 60 л.
Требования к микроавтобусам (пункт 4 таблицы):
- Люк вентиляционный аварийный: должен быть в наличии, требуется без вентилятора; с встроенным вентилятором.
- Пассажирские сидения: должны быть стандартные, двухцветные.
- Внутренняя отделка салона: должны быть композитные панели
- Двигатель: должен быть турбодизель.
- Цвет ткани сидений: должен быть синий и/или черный и/или бежевый и/или желтый.
Требования к грузовым автомобилям (пункт 5 таблицы):
- Автомобиль должен быть пятиступенчатой механической коробкой передач
- Цвет евротента - серый или синий.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что вышеуказанные требования к автотранспортным средствам установлены в соответствии с потребностью Заказчика с учетом особенностей предмета закупки согласно положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих избыточность требований, установленных в документации об Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя в отношении избыточных требований, установленных в документации об Аукционе, не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку по указанным основаниям заявки участников закупки не отклонены.
2. По мнению заявителя, в один объект закупки объединены услуги, которые технологически и функционально не взаимосвязаны между собой (услуги по предоставлению транспорта с обеспечением железнодорожными билетами).
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом контракта является оказание услуг по содействию в организации и проведении Всероссийского молодежного образовательного форума "Территория смыслов на Клязьме" в части организации трансфера.
Так, согласно положениям технического задания документации об Аукционе установлены, том числе следующие виды услуг:
" - Обеспечение транспортными средствами (пункт 3 таблицы), микроавтобусами (пункт 4 таблицы), грузовыми автомобилями (пункт 5 таблицы), а также характеристики указанных автомобилей.
Обеспечение железнодорожными билетами гостей Форума (пункт 7 таблицы): исполнитель по предварительной заявке, полученной от Заказчика не позднее чем за 1 (один) день до предполагаемого отправления, предоставляет железнодорожные билеты по маршруту г. Москва - г. Владимир - г. Москва в количестве 600 шт. классом 2С или выше за весь период проведения Форума".
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что при формировании объекта закупки руководствовались технологической связью вышеуказанных услуг, в том числе экономической целесообразностью. При этом включенные в объект закупки услуги имеют единое назначение, а именно материально-техническое обеспечение проведения молодежного форума (организация трансфера) и имеют функциональную связь между собой.
Кроме того, на участие в закупке подано две заявки от участников Аукциона, что свидетельствует о возможности оказания вышеуказанных услуг различными хозяйствующими субъектами.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих, что Заказчиком неправомерно в один объект закупки объединены услуги, оборудование и материалы, которые технологически и функционально не взаимосвязаны между собой.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2,
пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ФАВОРИТ-М" обоснованной в части неправомерного установления Заказчиком в документации об Аукционе требований к составу заявки на участие в Аукционе в отношении показателей объема топливного бака, ремней безопасности.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела от 01.06.2018 N 18/44/105/602 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 1 июня 2018 г. N 18/44/105/602 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был