Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Омской области" (далее - Уполномоченный орган), Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на реконструкцию Новоомской оросительной системы, Омский муниципальный район, Омская область (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0352100014518000004) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного органа, Заказчика при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Уполномоченного органа, Заказчика:
1. В документации об Аукционе не установлен перечень видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам в соответствии с Постановлением N 570.
2. В проекте государственного контракта ненадлежащим образом установлено положение об оплате субподрядчику, соисполнителю из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций выполненных работ.
Представитель Уполномоченного органа в письменных возражениях частично согласился с доводами Заявителя.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 11.05.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 190 800 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 28.05.2018;
5) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участников закупки;
6) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе не установлен перечень видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 570.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570) установлены: а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке; б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.; в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения неустойки.
Приложением N 5 документации об Аукционе установлены объем и виды работ согласно Постановлению N 570, а именно:
- монтаж технологического оборудования;
- устройство трубопроводов;
- благоустройство.
При этом, Приложение N 15 содержит положение о том, что "Конкретные виды и объемы работ из числа, указанных в таблице, включаются в приложение N 5 государственного контракта и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренных проектной документацией, в совокупном выражении должны составлять не менее 15 процентов цены государственного контракта".
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что проект государственного контракта содержит перечень возможных видов и объемов работ по реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту.
При этом, Заявитель на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил и в составе жалобы не представил доказательств, однозначно свидетельствующих об обоснованности довода, в связи с чем довод не нашел своего подтверждение.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что работы, содержащиеся в локальных сметах, в том числе, 02-03-04 "Водоснабжение и канализация", 02-03-02 "Общестроительные работы", 02-03-10 "Силовое оборудование", 02-03-07 "Технологические решения. Насосная станция второго подъема. НС 2-1", 06-01 "Магистральный трубопровод", 06-02 "Магистральный трубопровод МТ 1", 06-05 "Магистральный трубопровод МТ 3-2" относятся к работам из перечня видов работ, предусмотренных Постановлением N 570, а именно земляные работы, устройство кровли, устройство внутренних электротехнических систем, устройство наружных электрических сетей и линий связи, устройство наружных сетей канализации, устройство наружных сетей водоснабжения, устройство наружных сетей теплоснабжения, устройство наружных сетей газоснабжения.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Уполномоченным органом, Заказчиком виды работ по реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту установлены не в полном объеме, что является нарушением части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, в проекте государственного контракта ненадлежащим образом установлено положение об оплате субподрядчику, соисполнителю из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций выполненных работ.
Согласно части 7 статьи 30 Закона о контрактной системе типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) обязуется оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 15 рабочих дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.
При этом, пункт 18 информационной карты документации об Аукционе и пункт 5.3.45 проекта государственного контракта документации об Аукционе содержит положения о том, что "Подрядчик, не являющийся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, обязан привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - субподрядчики, соисполнители) в объеме 15 % (пятнадцати процентов) от цены Контракта.".
На заседании Комиссии установлено, что согласно пункту 5.3.49 проекта государственного контракта документации об Аукционе подрядчик обязуется "Оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 30 дней с даты подписания Подрядчиком документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора".
В письменных возражениях представитель Уполномоченного орган пояснил, что установленный срок оплаты выполненных работ в течение 30 дней является технической ошибкой.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что действия Уполномоченного органа, Заказчика, ненадлежащим образом установивших в проекте государственного контракта документации об Аукционе срок об оплате субподрядчику, соисполнителю из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций выполненных работ нарушают часть 7 статьи 30 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
На заседании Комиссии выявлено, что в ряде пунктов технического задания документации об Аукционе (далее - Техническое задание) установлены, в том числе, следующие требования к товарам:
- пункт N 5 "Фибролит: "Коэффициент паропроницания не более 0.13 мг/м*ч*Па";
- пункт N 6 "Техноэласт": "Потеря посыпки не более 1 г/образец или не нормируется. Водопоглощение в течение 24 часов не более 1% по массе. Масса вяжущего с наплавляемой стороны не менее 2 кг/м2.Температура гибкости на брусе R=25 мм не выше -250С. Разрывная сила при растяжении в продольном направлении не менее 294Н";
- пункт N 7 "Анкер химический": "Сопротивление крепи при работе в податливом режиме должно составлять 70%-80% расчетной несущей способности анкера при соответствующей длине закрепления; Прочность резьбовых участков стержня с гайкой или соединений составных анкеров на разрыв должна быть не менее 70% прочности протяженной части стержней";
- пункт 12 "Профилированная мембрана": "Предел прочности на сжатие не менее 280 кН/м2; Разрывная сила при растяжении не менее 280Н. Относительное удлинение при разрыве в продольном и поперечном направлении не менее 20%";
- пункт 13 "Изделия из экструзионного пенополистирола XPS теплоизоляционные промышленного производства, применяемые в строительстве": "Прочность на сжатие при 10% линейной деформации не менее 0,2 МПа. Водопоглощение за 28 суток не более 0,5 % по объему";
- пункт 31 "Герметик двухкомпонентный холодного отверждения (02-03-04, Водоснабжение и канализация, 56)": "Допустимая деформативность швов до 50%. Вязкость на вискозиметре ЭВ-3 от 15 Пас до 20 Па
с.; Водопоглощение не более 0,5%. Условная прочность при разрыве в возрасте 28 сут. не менее 2МПа".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Уполномоченным органом, Заказчиком неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе первых частей заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретных показателей химического состава, показатели результатов испытаний, показателей технологических процессов изготовления товаров, используемых при выполнении работ.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предполагаемый для использования при оказании услуг, для представления подробных сведений о показателях химического состава, показателях результатов испытаний и показателях технологических процессов изготовления товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Уполномоченного органа, Заказчика, установившего в документации об Аукционе излишние требования к описанию участниками закупки товаров в составе первых частей заявок, используемых при оказании услуг, не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно Техническому заданию к товару N 5 "Фибролит" установлено требование о соответствии ГОСТ 8928-81.
Вместе с тем, ГОСТ 8928-81 "Государственный стандарт Союза ССР. Плиты фибролитовые на портландцементе. Технические условия" утратил силу с 1 января 1992 года в связи с изданием Постановления Госстроя СССР от 14.08.1990 N 70.
Таким образом, действия Уполномоченного органа, Заказчика, установивших описание объекта закупки в соответствии с положениями ГОСТ, утратившего силу, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - Постановление N 87) утверждено положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 1 раздела I "Общие положения" Постановления N 87 Положение устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
Согласно пункту 10.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Раздел III Положения содержит Состав разделов проектной документации на линейные объекты капитального строительства и требования к содержанию этих разделов.
Пунктом 33 Положения установлено, что проектная документация на линейные объекты капитального строительства состоит из 10 разделов, требования к содержанию которых установлены пунктами 34 - 42 Положения.
На заседании Комиссии установлено, что документация, размещенная в ЕИС, содержит ведомости объемов работ, части 1 и 2 рабочей документации, график выполнения и оплаты работ, перечень видов и объема работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации N 570.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что действия Уполномоченного органа, Заказчика, не разместивших в ЕИС предусмотренные пунктами 34 - 42 Положения разделы проектной документации, в том числе, отчетную документацию по результатам инженерных изысканий, сведения о мероприятиях по обеспечению пожарной безопасности нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" обоснованной в части установления в проекте государственного контракта документации об Аукционе ненадлежащим образом срока оплаты субподрядчику, соисполнителю из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций выполненных работ.
2. Признать в действиях Уполномоченного органа, Заказчика нарушения части 7 статьи 30, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 01.06.2018 N 18/44/105/605 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 1 июня 2018 г. N 18/44/105/605 "О нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был