Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "СпецАвтоИнжиниринг" (далее - Заявитель) на действия Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган), ГУП города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен им. В.И. Ленина" (далее - Заказчик) при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на поставку 4 колесотокарных станков и 5 автоматизированных комплексов для диагностики колесных пар на ходу в составе с единой централизованной системой учета параметров и прогнозирования ремонта колесных пар (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173200001418000582) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного органа, Заказчика при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Уполномоченного органа, Заказчика:
1. В документации об Аукционе не надлежащим образом установлен срок окончания предоставления разъяснений положений документации об Аукционе.
2. В извещении о проведении Аукциона, календарном плане (приложение N 8 к техническому заданию документации об Аукционе) и пункте 4 раздела 2 "Информация о проведении закупки" документации об Аукционе содержаться противоречивые сведения о сроках поставки товаров.
3. В документации об Аукционе установлены избыточные требования к возможности автоматизированного комплекса для диагностики колесных пар на ходу производить замеры технических параметров колес с нижней границей диаметра 550_600 мм.
4. В документации об Аукционе неправомерно установлено требование о наличии в автоматизированном комплексе для диагностики колесных пар на ходу модуля магнитной дефектоскопии.
Представители Уполномоченного органа, Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Уполномоченный орган, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 14.05.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 418 318 873,01 рубля;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 30.05.2018;
5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участника закупки;
6) к участию в Аукционе допущены 2 заявки от участников закупки;
7) дата проведения Аукциона - 07.06.2018.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен срок окончания предоставления разъяснений положений документации об Аукционе.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с частью 4 статьи 65 закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Пунктом 23.3 "Требования к участникам закупки и необходимый перечень документов для участия в закупке. Порядок оформления заявки" документации об Аукционе установлено "Дата начала предоставления разъяснений: 14.05.2018 г. Дата окончания предоставления разъяснений: 27.05.2018 г".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что последний день приема запросов от участников Аукциона о разъяснении положений документации об Аукционе 27.05.2018, при этом, срок окончания предоставления разъяснений на указанные запросы 29.05.2018.
На основании изложенного и учитывая, что в адрес Уполномоченного органа поступил запрос на предоставление разъяснений положений документации об Аукционе от участников закупки, на которые Уполномоченным органом предоставлены соответствующие разъяснения 29.05.2018 в 06:51, а также, что Заявитель на заседание Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, в извещении о проведении Аукциона, календарном плане (приложение N 8 к техническому заданию документации об Аукционе) и пункте 4 раздела 2 "Информация о проведении закупки" документации об Аукционе установлены противоречивые сведения о сроках поставки товаров.
В соответствии с частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с проектом контракта документации об Аукционе "Поставка Товара осуществляется на условиях и в сроки, установленные настоящим Контрактом и Техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта (Приложение N 1 к настоящему Контракту): в течение 825 календарных дней с даты заключения Контракта (в сроки, установленные Календарным планом (Приложение N 8 к Техническому заданию)".
Согласно извещению о проведении Аукциона срок поставки товара - 825 календарных дней с момента заключения контракта.
Календарным планом (приложение N 8 к техническому заданию документации об Аукционе) определены следующие сроки поставки товаров:
- централизованная система учета параметров и прогнозирования ремонта колесных пар, прогнозирования сроков выполнения сервисного обслуживания колесных пар подвижного состава - в течение 30 календарных дней с даты заключения Контракта;
- автоматизированный комплекс для диагностики колесных пар на ходу (для электродепо "Сокол", "Варшавское", "Свиблово", "Черкизово", "Митино"), колесотокарный станок для электродепо "Варшавское" - в течение 460 календарных дней с даты заключения контракта;
- колесотокарный станок (для электродепо "Сокол", "Свиблово", "Черкизово") - в течение 825 календарных дней с даты заключения контракта.
Пункт 4 раздела 2 "Информация о проведении закупки" документации об Аукционе содержит следующие сведения о сроке поставки товаров:
- система автоматизированная диагностическая контроля колесных пар на ходу, 1 шт. (электродепо "Митино) - период поставки товаров с 1 до 460 календарных дней с момента заключения контракта;
- система автоматизированная диагностическая контроля колесных пар на ходу 1 шт., станок токарный с ЧПУ 1 шт. (элетродепо "Варшавское") - период поставки товаров с 1 до 460 календарных дней с момента заключения контракта;
- станок токарный с ЧПУ 3 шт. (электродепо "Сокол"; электродепо "Свиблово", электродепо "Черкизово") - период поставки товаров с 1 до 825 календарных дней с момента заключения контракта;
- модуль анализа информации о состоянии колесных пар подвижного состава колесотокарного станка 1 шт. (электродепо "Митино") - период поставки товаров с 1 до 30 календарных дней с момента заключения контракта:
- система автоматизированная диагностическая контроля колесных пар на ходу, 3 шт. (электродепо "Сокол", электродепо "Свиблово", электродепо "Черкизово") - период поставки товаров с 1 до 460 календарных дней с момента заключения контракта.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что сроки поэтапной поставки товаров, указанные в пункте 4 раздела 2 "Информация о проведении закупки" документации об Аукционе, соответствуют сведениям Календарного плана, при этом в извещении о проведении аукциона указан максимальный срок поставки товаров - 825 календарных дней с момента заключения контракта, и учитывая, что Заявитель на заседание Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены избыточные требования к возможности автоматизированного комплекса для диагностики колесных пар на ходу производить замеры технических параметров колес с нижней границей диаметра 550_600 мм.
Пункт 3.2 технического задания документации об Аукционе содержит требования к функциональным характеристикам автоматизированного комплекса для диагностики колесных пар на ходу.
В соответствии с пунктом 3 таблицы 3 "Замер технических параметров должен осуществляться в соответствии требованиями" установлены следующие требования к диапазону диаметру колеса:
- нижняя граница: 550_600 мм.;
- верхняя граница: 1050_1100 мм.
Согласно пункту 5 "Диаметр колес по кругу катания, мм" приложению А Инструкции по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию колесных пар электроподвижного состава Московского метрополитена допускаемый размер диаметра колес по кругу катания в эксплуатации 725-786 (мм).
На заседании Комиссии установлено, что согласно таблице 2 Руководства по эксплуатации, осмотру и содержанию колесных пар специальных путевых машин и железнодорожных строительных машин Московского метрополитена (далее - Руководство) внутренний диаметр внутренней (наружной) грани обода колеса технических характеристик колеса в зависимости от марки специальных путевых машин и железнодорожных строительных машин составляет 550(600) мм. При этом согласно разделу 5 указанного руководства минимальные размеры диаметра колеса по кругу катания в эксплуатации для диаметра колес 650 мм - менее 605 мм.
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что указанный диапазон границ диаметра колес установлен в соответствии с потребностями Заказчика в связи с тем, что автоматизированный комплекс для диагностики колесных пар на ходу предназначен для проведения замеров технических параметров колес не только допустимых размеров колес, но и всех размеров колес, эксплуатируемых ГУП "Московский метрополитен", в том числе, с учетом параметров перспективного парка подвижных единиц ГУП "Московский метрополитен".
Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Заказчика не представил доказательств, однозначно свидетельствующих об обоснованности довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел подтверждения.
5. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о наличии в автоматизированном комплексе для диагностики колесных пар на ходу модуля магнитной дефектоскопии.
Пункт 3.2 технического задания документации об Аукционе содержит требования к техническим параметрам Измерительной системы, а именно параметры работы модуля магнитной дефектоскопии - границы определяемых дефектов колесной пары в движении:
- Минимальная ширина дефекта: 2_3 мм.;
- Минимальная длина дефекта: 2_3 мм.;
- Минимальная глубина дефекта: 0,3_0,5 мм.
Приложение N 3 Руководства устанавливает перечень деталей и элементов колесных пар, подлежащих дефектоскопии, в том числе, ось колесной пары, зубья зубчатого колеса и шестерни, вала-шестерни, внутренние кольца буксовых подшипников.
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что автоматизированный комплекс для диагностики колесных пар на ходу должен иметь модуль магнитной дефектоскопии для проведения дефектоскопии поверхности катания, в том числе, определение выкашивания на поверхности катания колеса. Также представитель Заказчика пояснил, что наличие модуля магнитной дефектоскопии установлен в соответствии с потребностью Заказчика в необходимости определения дефектов колесных пар, выкрашиваний на ранней стадии их формирования, в связи с тем, что эксплуатация колесных пар с указанными дефектами не допускается в соответствии с параметрами, указанными приложениях к Техническому заданию.
Кроме того, представитель Заказчика сообщил, что автоматизированный комплекс для диагностики колесных пар на ходу предназначен для прогнозирования сроков технического обслуживания или замены колесных пар, а также их обточки с целью восстановления требуемых геометрических параметров. При этом оснащение электродепо Автоматизированным комплексом для диагностики колесных пар на ходу снижает влияние человеческого фактора при выполнении обслуживания колесных пар вагонов метрополитена.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Заказчика не представил доказательств, однозначно свидетельствующих об обоснованности довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел подтверждения.
В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что приложение N 5 к проекту контракта (далее - Приложение) устанавливает форму справки о цепочке собственников. В соответствии с Приложением "Контрагент (указать: Исполнитель/Подрядчик/ иное наименование контрагента) гарантирует Заказчику (указать: Заказчика), что сведения и документы в отношении всей цепочки собственников и руководителей, включая бенефициаров (в том числе конечных), передаваемые Заказчику (указать: Заказчика) являются полными, точными и достоверными. Контрагент (указать: Исполнитель/Подрядчик/ иное наименование контрагента) настоящим выдает согласие и подтверждает получение им всех требуемых в соответствии с действующим законодательством РФ (в том числе о коммерческой тайне и о персональных данных) согласий всех упомянутых в сведениях, заинтересованных или причастных к сведениям лиц на обработку, а также на раскрытие Заказчиком (указать: Заказчика) полностью или частично представленных сведений компетентным органам государственной власти (в том числе, но не ограничиваясь, Федеральной налоговой службе РФ, Росфинмониторингу, Правительству РФ) и последующую обработку сведений такими органами (далее - Раскрытие). Контрагент (указать: наименование Контрагента) освобождает Заказчика (указать: Заказчика), от любой ответственности в связи с Раскрытием информации, возмещает Заказчику (указать: Заказчика) убытки, понесенные в связи с предъявлением Заказчику (указать: Заказчика) претензий, исков и требований любых третьих лиц, чьи права были или могли быть нарушены Раскрытием информации".
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что документацией об Аукционе неправомерно установлено не предусмотренное частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе вышеуказанное требование.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе вышеуказанное требование, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "СпецАвтоИнжиниринг" необоснованной.
2. Признать в действиях Уполномоченного органа, Заказчика нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 05.06.2018 N 18/44/105/618 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 5 июня 2018 г. N 18/44/105/618 "О нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был