Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "ПСК Стройэффект" (далее - Заявитель) на действия ФКУ Управление федеральных автомобильных дорог "Северо-Запад" им. Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией ФКУ Управление федеральных автомобильных дорог "Северо-Запад" им. Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства" (далее - Аукционная комиссия), ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки в рамках выполнения работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения в 2018-2020 гг. находящихся в оперативном управлении ФКУ Упрдор "Северо-Запад" (в г. Санкт-Петербурге, Ленинградской, Псковской и Калининградской областях) (номер извещения 0372100009918000093) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ.
2. В проекте государственного контракта документации об Аукционе установлено положение о включении НДС при заключении контракта, что ограничивает возможность участия в закупке участников, применяющих упрощенную систему налогообложения и не являющихся плательщиками НДС.
3. Заказчиком в ненадлежащие сроки предоставлены разъяснения положений документации об Аукционе, а также представленные разъяснения не раскрывают суть вопросов, которые были приведены в запросе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Аукционная комиссия, Заказчик, действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в соответствии с пунктом 3.32. Административного регламента объявлен перерыв, заседание продолжилось 09.06.2018.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 16.05.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 06.06.2018;
4) начальная (максимальная) цена контракта - 1 300 729 691 рубль;
5) дата проведения Аукциона - 13.06.2018;
6) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущена 1 заявка участников закупки;
8) на основании части 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку только заявка ООО "ЕТС" признана соответствующей.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе значение "ВВ3\ВВ2 или ВВ1" по показателю "Класс материала для дорожной разметки в зависимости от времени высыхания до степени 3", значение "от 70 до 74 включ, не>75" по показателю "Массовая доля нелетучих веществ, %", значение "от 80 до 180 включ" по показателю "Условная вязкость" к товару "Краска для дорожной разметки тип 2" установлены ненадлежащим образом.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что указанные требования к товару составлены в связи с потребностью Заказчика, а также в соответствии со стандартами, действующими на территории Российской Федерации.
Таким образом, Комиссии не представляется возможным прийти к однозначному выводу, что установление вышеуказанных требований не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявителя не обеспечил явку представителей на заседании Комиссии и не представил в составе жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем указанный довод не находит своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, в проекте государственного контракта документации об Аукционе установлено положение о включении НДС при заключении контракта, что ограничивает возможность участия в закупке участников, применяющих упрощенную систему налогообложения и не являющихся плательщиками НДС.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Пунктом 3.1 проекта контракта документации об Аукционе установлены следующее положение: "3.1. Цена контракта составляет: __________ ( ) рублей, в том числе НДС"
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что указанная графа заполняется при заключении государственного контракта, что не ограничивает возможность участия участников закупки, применяющих упрощенную форму налогообложения.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное положение проекта государственного контракта документации об Аукционе не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при этом Заявителем в жалобе не представлено сведений и доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, указанный довод жалобы Заявителя не находит своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком в ненадлежащие сроки предоставлены разъяснения положений документации об Аукционе, а также разъяснения не раскрывают суть вопросов, которые были приведены в запросе.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса, указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе, заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
При этом, в соответствии со статьей 19 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним день. В части 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что запрос о даче разъяснений положений документации об Аукционе поступил в адрес Заказчика 01.06.2018. При этом, в связи с тем, что второй день с даты поступления запроса о даче разъяснения пришелся на 03.06.2018, то есть на нерабочий день, Заказчиком в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации размещено разъяснение положений документации об Аукционе на следующий за ним день, то есть 04.06.2018.
Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком даны разъяснения положений документации об Аукционе в соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика по размещению разъяснений положений документации об Аукционе не противоречат требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, Заявитель не явился на заседание Комиссии и не представил доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод не находит своего подтверждения.
4. При проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 07.06.2018 N 0372100009918000093-1 участнику с порядковым номером "2" отказано в допуске к участию в Аукционе, в том числе по следующему основанию: "В заявке участника закупки по товару N 1 "Краска для дорожной разметки тип 1" предоставлены в том числе следующие сведения: "ВВ1". Предоставив сведения по значению показателя "Класс материала для дорожной разметки в зависимости от времени высыхания до степени 3" по товару N 1 "Краска для дорожной разметки тип 1" не в соответствии с инструкцией, а также, не указав наименование показателей в составе первой части заявки, участник закупки предоставил информацию, несоответствующую требованиям документации".
Согласно Приложению N 1 к документации об Аукционе по товару N 1 "Краска для дорожной разметки тип 1" по показателю "Класс материала для дорожной разметки в зависимости от времени высыхания до степени 3" установлено значение "ВВ3 или ВВ2\ВВ1".
В соответствии с документацией об Аукционе первая часть заявки на участие в Аукционе заполняется в соответствии с требованиями инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе (далее - Инструкция).
В отношении использования "или" Инструкцией установлено следующее: "В значениях показателей предложения участника не должно содержаться, в том числе "или".
Инструкцией в отношении символа "\" установлено следующее: "При установлении требования к показателю с альтернативными значениями, в случаях использования Заказчиком символов _\..., участнику следует выбрать одно из таких альтернативных значений показателя".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, при одновременном использования символов "\" и "или" участник руководствуется следующим положением Инструкции: "Во всех иных случаях, не указанных выше, в Приложении N 1 к документации об Аукционе установлены значения показателей, которые не могут изменяться, и участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать сведения о значениях данных показателей точно в соответствии с Приложением N 1 к документации об Аукционе".
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанные положения Инструкции не раскрывают порядок предоставления сведений в отношении показателя "Класс материала для дорожной разметки в зависимости от времени высыхания до степени 3" с одновременным указанием символов "\" и "или", что вводит участников закупки в заблуждение.
Таким образом, действия Заказчика, установившего ненадлежащую Инструкцию, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены указанные положения Инструкции, Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, что нарушает часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Решением комиссии ФАС России от 25.05.2018 по делу N 18/44/105/562 (далее - Решение) в действиях Заказчика выявлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении требований к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведений о результатах испытаний, непредусмотренных частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
На основании Решения Заказчику выдано предписание об устранении выявленных нарушений путем не учета при рассмотрении первых частей заявок на участие в Аукционе ненадлежащих требований к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе конкретных показателей результатов испытаний.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ПСК Стройэффект" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 09.06.2018 N 18/44/105/646 по нарушению, указанному в пункте 4 мотивировочной части настоящего решения, соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
6. В связи с тем, что материалы по нарушению, указанному в пункте 5 мотивировочной части настоящего решения, переданы на основании решения от 25.05.2018 по делу N 18/44/105/562 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 9 июня 2018 г. N 18/44/105/646 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был