Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Ремточстрой Инжиниринг" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Управление автомобильных дорог "Прикамье" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении АО "РАД" (далее - Оператор электронной площадки), аукционной комиссией ФКУ "Управление автомобильных дорог "Прикамье" Федерального дорожного агентства" (далее - Аукционная комиссия), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа подъезд к городам Ижевск и Пермь на участке км 342+900 - км 477+644, Р-242 Пермь - Екатеринбург на участке км 8+550 - км 160+036, Пермский край (номер извещения - 0315100000318000106) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент) установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Аукционной комиссией, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, выразившимися в установлении в документации об Аукционе излишних требований к товарам, используемым при выполнении работ по контракту, в том числе, требований к конкретным показателям материалов, компонентному составу, применяемому при изготовлении товаров, технологическим процессам изготовления указанных товаров, результатам испытаний.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 22.05.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 428 182 393 рубля;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе -07.06.2018;
5) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку на участие в Аукционе не подано ни одной заявки.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены излишние требования к товарам, используемым при выполнении работ по контракту, в том числе, требования к конкретным показателям материалов, компонентному составу, применяемому при изготовлении товаров, технологическим процессам изготовления указанных товаров, результатам испытаний.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
На заседании Комиссии установлено, что по ряду пунктов технической части документации об Аукционе установлены в том числе, следующие требования к товарам, так, например: по позиции N 23 "Щебень, тип 2" - "Содержание зерен слабых пород должно быть не более 10 % по массе", "Значение полного остатка на сите с размером ячейки равным наибольшему номинальному размеру зерна должно быть не менее 0 % и не более 10 % по массе"; по позиции N 26 "Краска, тип 1": "Массовая доля пленкообразующего вещества не должна быть менее 30 %", "Степень перетира не должна быть более 40 МкВ"; по позиции N 27 "Лак, тип 1": "Минимальная массовая доля нелетучих веществ не должно быть менее или равно 3,59 %", "Рекомендуемая толщина одного слоя: Нижняя граница диапазона должна не быть более 5 (пяти целых) мкм, а верхняя граница диапазона должна не быть менее 15 (пятнадцати целых) мкм"; по позиции N 30 "Смесь, тип 2": "Остаточная пористость не должна не быть не более 2,5 (двух целых пяти десятых) %", "Максимальная пористость минеральной части не должна быть более 22 (двадцати двух целых) %".
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ в рамках исполнения контракта, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В рамках проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Согласно инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе
(далее - Инструкция) участнику в составе заявки на участие в Аукционе необходимо представить показатели, характеризующие товары, используемые при оказании услуг, должны соответствовать показателям, установленным в техническом задании документации об Аукционе "Требования к материалам, используемым при оказании услуг", (Глава V "Техническое задание").
На заседании Комиссии установлено, что 22.05.2018 Заказчиком в ЕИС размещены изменения в документацию об Аукционе, согласно которым, в том числе, перечень товаров, в отношении которых участникам необходимо представить конкретные показатели в составе заявки на участие в Аукционе, содержится в приложении N 3 к техническому заданию документации об Аукционе.
Вместе с тем, как установлено Комиссией, файл с вышеуказанным названием Заказчиком в ЕИС не размещен.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в ЕИС размещено 2 файла, содержащих требования в отношении предоставления участником в составе заявки конкретных показателей, которые различны по содержанию, в частности, файл "Глава V. Требования к материалам, используемым при оказании услуг", содержащий 72 позиции, и файл "Приложение к главе V. Требования к материалам, используемым при оказании услуг", содержащий 587 позиций товаров.
Кроме того, представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что вышеуказанное разночтение установлено Заказчиком в связи с технической ошибкой.
На основании изложенного и учитывая, что на участие в Аукционе не подано ни одной заявки, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе установлена ненадлежащая Инструкция, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 385 файла "Приложение к главе V. Требования к материалам, используемым при выполнении работ" документации об Аукционе к товару "Изделие, тип 6" установлены, в том числе следующие требования к диаметру: "Значение должно быть менее 2,2 (двух целых двух десятых) мм и при этом значение не должно быть равно 2,2 (двух целых двух десятых) мм и должно не быть менее 2,2 (двух целых двух десятых) мм"
Пунктом 519 файла "Приложение к главе V. Требования к материалам, используемым при выполнении работ" документации об Аукционе к товару "Сталь, тип 22" установлены, в том числе следующие требования: "Значение толщины стенки не должно быть менее 9 (девяти целых) мм и не должно быть равно 9 (девяти целых) мм и при этом значение не должно быть более 9 (девяти целых) мм и не должно быть равно 9 (девяти целых) мм".
Согласно Инструкции, в случае если в выражении имеется более одной частицы "не", то каждая из них обозначает отдельное отрицание и между ними действует правило двойного отрицания (Двойное отрицание утверждения, эквивалентно утверждению без отрицаний).
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что участникам закупки по товарам 385 "Изделие, тип 6" и 519 "Сталь, тип 22" не представляется возможным дать конкретные значения вышеуказанных показателей, которые будут соответствовать требованиям, установленным в документации об Аукционе, поскольку Заказчиком изначально ненадлежащим образом установлены требования к конкретным показателям по указанным товарам (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Кроме того, в ряде пунктов, например, пункты 12, 13, 201, 345, 354 файла ""Приложение к главе V. Требования к материалам, используемым при выполнении работ" документации об Аукционе установлены требования к типу световозвращающей пленки, которая может быть: "Тип А или Б или В".
Пунктом 21.2. технического задания документации об Аукционе установлено, что заменяемые дорожные знаки 1.22, 1.23, 5.19.2, 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3, 1.34.1, 1.34.2, 1.34.3 изготавливаются с применением пленки типа В. Прочие дорожные знаки должны иметь оптическую систему из микропризм, соответствующую пленке типа Б.
Также в пунктах 130 "Ограждение тип 5" и 297 "Ограждение тип 8" файла "Требования к материалам, используемым при выполнении работ" документации об Аукционе установлены требования к методу нанесения цинкового покрытия: "должно быть холодное цинкование или должно быть горячее цинкование".
Пунктом 21.2. технического задания документации об Аукционе установлено, что все элементы ограждения должны быть выполнены с цинковым покрытием методом "горячего" цинкования.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные разночтения по ряду показателей, установленные Заказчиком в документации об Аукционе, вводят участников закупки в заблуждение и не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в закупке (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Кроме того, Комиссией установлено, что ряд ГОСТ, которым, в соответствии с требованиями об Аукционе должны соответствовать товары, предлагаемые участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе, утратили силу на территории Российской Федерации, так, например: ГОСТ Р 52627-2006 утратил силу с 01.01.2013 и заменен на ГОСТ Р ИСО 898-1-2011; ГОСТ 19903-74 утратил силу с 01.09.2016 и заменен на ГОСТ 19903-2015 (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные положения документации об Аукционе не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Ремточстрой Инжиниринг" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 08.06.2018 по делу N 18/44/105/641 по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 08.06.2018 по делу N 18/44/105/641 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 8 июня 2018 г. N 18/44/105/640 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был