Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ФГУП "Рособоронстандарт" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Конкурсная комиссия), Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по разработке и подготовка к утверждению стандартов в области управления качеством и систем менеджмента (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100009218000048) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Конкурсной комиссии:
1. Конкурсной комиссией неправомерно присвоено низкое количество баллов заявке Заявителя по показателям "Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работы", "Опыт участника закупки по разработке национальных и межгосударственных стандартов" критерия "Квалификация участников закупки";
2. Заказчиком в техническом задании конкурсной документации ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 28.04.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 17 200 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущены 3 заявки от участников закупки;
6) победителем Конкурса признано АО "ВНИИС" с минимальным предложением о цене государственного контракта 12 917 200 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, Конкурсной комиссией неправомерно присвоено низкое количество баллов заявке Заявителя по показателям "Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работы", "Опыт участника закупки по разработке национальных и межгосударственных стандартов" критерия "Квалификация участников закупки".
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия проверяет заявку на участие в конкурсе в том числе, на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации.
Пунктом 50 информационной карты Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе:
1) Цена государственного контракта - значимость критерия 60 %;
2) Качественные характеристики работы (услуги) (далее - Критерий N 1) - значимость критерия 10 %;
3) Квалификация участников закупки (далее - Критерий N 2) - значимость критерия 30 %.
Критерий N 2 заявки на участие в конкурсе содержит, в том числе, показатель "Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ" (далее - Показатель N 1), значимость - 30 %, в рамках которого установлен следующий порядок оценки заявок:
"Присвоение количества баллов заявкам по показателю 3.1 осуществляется членами Комиссии по осуществлению закупок на основе рассмотрения представленных участниками конкурса документов, подтверждающих квалификацию трудовых ресурсов, наличие ученой степени доктора или кандидата в области наук, соответствующих тематике работы (согласно Лоту 2.4.6. - экономических наук, технических наук, социологических), с учетом документов, подтверждающих занятость сотрудника на данном предприятии (штатных или привлекаемых на договорной основе).
Заявка участника закупки получает 0 баллов по данному показателю при отсутствии вышеуказанных документов.
Заявки на участие в конкурсе будут оцениваться с использованием данных, представленных участником конкурса по пункту 1 формы 4.4, исходя из максимального значения показателя 3.1 - 30 баллов".
Критерий N 2 заявки на участие в конкурсе содержит, в том числе, показатель "Опыт участника закупки по разработке национальных и межгосударственных стандартов" (далее - Показатель N 2), значимость - 50 %, в рамках которого установлен следующий порядок оценки заявок: "Заявки на участие в конкурсе будут оцениваться по суммарному количеству выполненных участником конкурса работ по национальной стандартизации в области управления качеством, в области систем менеджмента качества, в области оценки соответствия, сопоставимого характера, за последние 5 лет.
Подтверждением опыта выполнения работ служит информация из заявки участника конкурса (информация подтверждается копиями государственных контрактов, договоров и актов сдачи-приемки работ, в том числе, дочерних организаций участника конкурса).
Лучшим условием по данному показателю является наибольшее суммарное количество заключенных государственных контрактов, договоров на выполнение работ (оказание услуг) по национальной стандартизации в области управления качеством, исследований в области, менеджмента качества, работам (услугам) по сертификации систем менеджмента и исследований в области оценки соответствия, подтвержденных соответствующими актами сдачи-приемки работ, при условии, что цена заключенного государственного контракта, договора составляет не менее 50% от начальной (максимальной) стоимости Лота 2.4.6.
Следовательно, в Лоте 2.4.6. будут засчитаны государственные контракты и договора, по указанной тематике, стоимостью не менее 8 600 000,00 (Восьми миллионов шестисот тысяч) рублей 00 копеек".
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 25.05.2018 N ПРО1 (далее - Протокол) Заявителю по Показателю N 1 Критерия N 2 присвоено 30 баллов.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что при оценке заявок по Показателю N 1 Критерия N 2 Конкурсной комиссией заявке Заявителя на участие в Конкурсе в соответствии со шкалой оценки присвоено 30 баллов в связи с технической ошибкой.
В соответствии с Протоколом Заявителю по Показателю N 2 Критерия N 2 присвоен 1,14 балл.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что при оценке заявок по Показателю N 2 Критерия N 2 Конкурсной комиссией заявке Заявителя на участие в Конкурсе в соответствии со шкалой оценки присвоен 1,14 балл, поскольку предмет договоров не соответствует тематике проводимого Конкурса и, следовательно, не оценены положительно Конкурсной комиссией.
Вместе с тем, ознакомившись с положениями Конкурсной документации, в том числе порядком оценки по Показателю N 2 Критерия N 2 и формой 4.4, в соответствии с которой участники закупки представляют сведения по указанным показателям, Комиссия приходит к выводу о том, что из указанных положений Конкурсной документации не представляется возможным однозначно прийти к выводу о том, какими именно документами подтверждаются представленные в составе заявки сведения, а именно в порядке оценки заявок отсутствует указание на представление документов, подтверждающих тематику работ, а содержится лишь в форме 4.4, при этом не установлено какие именно договоры относятся к тематике работ.
Таким образом, действия Заказчика, установившего ненадлежащий порядок оценки, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, действия Конкурсной комиссии, оценившей, в том числе сведения, представленные Заявителем в составе заявки на участие в Конкурсе, не в соответствии порядком оценки, установленным в Конкурсной документации, нарушают часть 5 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в соответствии с Конкурсной документацией Критерий N 1 содержит показатель "Качество работы в части соответствия предлагаемого содержания выполнения работы, требованиям, установленным Заказчиком", содержащий следующий порядок оценки заявок:
"Лучшим условием исполнения контракта по показателю 2.1 признается более высокая степень оптимальности и обоснованности выбранных вариантов решения задач и способов выполнения работы с точки зрения достижения наилучшего результата:
- предложение по выбранным вариантам решения задач и способам выполнения работы соответствует техническим требованиям на выполнение работ, но не обоснована его оптимальность с точки зрения достижения наилучшего результата, недостаточно подробно и детально описаны ожидаемые результаты выполнения работ - 10 баллов;
- предложение по выбранным вариантам решения задач и способам выполнения работы соответствует техническим требованиям на выполнение работ, но его оптимальность с точки зрения достижения наилучшего результата описана частично, ожидаемые результаты выполнения работ описаны детально и в полном объеме (считается, что оптимальность с точки зрения достижения наилучшего результата описана частично в случае, если предложение по выбранным вариантам решения задач и способам выполнения работы содержит предложения только по определенной части качественных, функциональных и технических характеристик работ, а в отношении иных качественных, функциональных и технических характеристик работ соответствующие предложения не представлены; считается, что ожидаемые результаты выполнения работ описаны детально и в полном объеме в случае, если ожидаемые результаты выполнения работ описаны наиболее детально и подробно в сравнении с иными предложениями участников закупки) - 25 баллов;
- предложение по выбранным вариантам решения задач и способам выполнения работы соответствует техническим требованиям на выполнение работ, его оптимальность с точки зрения достижения наилучшего результата полностью и подробно описана, ожидаемые результаты выполнения работ описаны детально и в полном объеме (считается, что оптимальность с точки зрения достижения наилучшего результата полностью и подробно описана в случае, если предложение по выбранным вариантам решения задач и способам выполнения работы содержит предложения в отношении всех качественных, функциональных и технических характеристик работ; считается, что ожидаемые результаты выполнения работ описаны детально и в полном объеме в случае, если ожидаемые результаты выполнения работ описаны наиболее детально и подробно в сравнении с иными предложениями участников закупки) - 50 баллов".
Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта, в связи с тем, что Конкурсная документация не содержит описание определений оптимального выбора вариантов решения задач и выполнения работы, достижения наилучшего результата, что не позволяет определить сведения, подлежащие оценке Конкурсной комиссией.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок по показателю "Качество работы в части соответствия предлагаемого содержания выполнения работы, требованиям, установленным Заказчиком" Критерия N 1, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
Вместе с тем, согласно Протоколу:
- заявке на участие в Конкурсе Ассоциация по сертификации "Русский Регистр" присвоено 72,37 балла, в том числе, по Критерию N 1 - 53,08 баллов; по Критерию N 2 - 10 баллов (по Показателю N 1 - 50, по Показателю "Наличие у участника закупки системы менеджмента качества (применительно к области деятельности, относящейся к предмету закупки), ISO 9001-2011/ISO 9001-2015" -- 50 (далее Показатель N 2); по Критерию N 3 - 9,29 балла.
- заявке на участие в Конкурсе Заявителя присвоен 71,75 балл, в том числе, по Критерию N 1 - 46,41 баллов; по Критерию N 2 - 10 баллов (по Показателю N 1 - 50, по Показателю N 2 - 50); по Критерию N 3 - 15,34 баллов.
- заявке на участие в Конкурсе АО "ВНИИС" присвоено 93,19 балла, в том числе, по Критерию N 1 - 60 баллов; по Критерию N 2 - 10 баллов (по Показателю N 1 - 50, по Показателю N 2 - 50 баллов; по Критерию N 3 - 23,19 балла.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в техническом задании Конкурсной документации ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, а именно установлено требование о разработке и подготовке к утверждению уже существующих или находящихся в разработке стандартов.
В соответствии с частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок.
По истечении указанного срока обжалование соответствующих действий осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, датой окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе является 23.05.2018.
Вместе с тем, жалоба Заявителя, содержащая довод на положения Конкурсной документации направлена Заявителем в ФАС России 31.05.2018.
Таким образом, Заявитель подал жалобу на положения Конкурсной документации по истечении срока, установленного частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе, на основании чего довод Заявителя на положения Конкурсной документации рассмотрению Комиссией не подлежит.
При проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно извещению о проведении Конкурса, Конкурсной документации предметом контракта является оказание услуг по разработке и подготовке к утверждению стандартов в области управления качеством и систем менеджмента.
Приложением к техническому заданию Конкурсной документации установлен перечень стандартов в области систем и средств безопасности, подлежащих разработке и подготовке к утверждению.
В соответствии с указанным приложением, разработке и подготовке подлежат, в том числе, следующие стандарты: "позиция "9": "Менеджмент знаний. Рекомендации по построению карты рисков результатов интеллектуальной деятельности для малых и средних предприятий Разработка ГОСТ Р"; позиция "10": "Менеджмент знаний. Рекомендации по формированию карты компетенций и плана развития компетенций организаций Разработка ГОСТ Р"; позиция "34": "Интеллектуальная собственность. Термины и определения Разработка ГОСТ Р".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что указанные стандарты не подлежат разработке, подготовке к утверждению, а также то, что включение указанных стандартов в техническое задание Конкурсной документации является технической ошибкой.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ФГУП "Рособоронстандарт" обоснованной в части ненадлежащей оценки заявки Заявителя по показателям "Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работы", "Опыт участника закупки по разработке национальных и межгосударственных стандартов" критерия "Квалификация участников закупки".
2. В соответствии с частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе довод ФГУП "Рособоронстандарт" на положения Конкурсной документации оставить без рассмотрения.
3. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
4. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 5 статьи 53 Закона о контрактной системе.
5. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
6. Передать материалы от 06.06.2018 по делу N 18/44/105/630 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 6 июня 2018 г. N 18/44/105/630 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был