Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "АкадемСтрой" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства научных организаций (далее - Заказчик), конкурсной комиссии Федерального агентства научных организаций (далее - Конкурсная комиссия) при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по выполнению текущего ремонта фасадов объекта культурного наследия федерального значения "Опекунский совет", 1814-1825 гг." - Главный корпус с интерьерами и двумя боковыми корпусами, начало XIX в." (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0195100000618000003) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Конкурсной комиссии:
1. Конкурсной комиссией неправомерно принято решение о признании заявки ООО "АкадемСтрой" не соответствующей дополнительным требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и Конкурсной документации, по результатам проведения предквалификационного отбора;
2. Заказчиком неправомерно размещено извещение о проведении Конкурса в связи с тем, что на основании Указа Президента Российской Федерации от 15.05.2018 N 215 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральное агентство научных организаций упразднено.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении конкурса с ограниченным участием размещено в ЕИС - 27.04.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 74 999 981,81 рубль;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 18.05.2018;
5) на участие в Конкурсе подано 9 заявок от участников закупки;
6) в результате проведения предквалификационного отбора 4 заявки участников закупки признаны соответствующими;
7) к участию в Конкурсе допущено 3 участника закупки;
8) победителем Конкурса признано ООО "Стройсервис" с предложением о цене контракта 72 749 982,36 рубля.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Конкурсной комиссией неправомерно принято решение о признании заявки ООО "АкадемСтрой" не соответствующей дополнительным требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и Конкурсной документацией по результатам проведения предквалификационного отбора.
В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
В соответствии с частью 6 статьи 56 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием наряду с информацией, предусмотренной частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Пунктом 14 Конкурсной документации установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 Приложения N 1 постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99), а именно: "наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка".
В подтверждение соответствия данному требованию участником закупки предоставляются следующие документы: "копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ, подтверждающих соответствие Участника закупки дополнительным требованиям, предъявляемым для выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе и акта (актов) выполненных работ".
Таким образом, с целью подтверждения соответствия участника закупки дополнительному требованию, предусмотренному пунктом 1 Приложения N 1 Постановления Правительства N 99, в составе заявки участника закупки должна быть представлена копия контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, Конкурсной документацией начальная (максимальная) цена контракта составляет 74 999 981,81 рублей, при этом, стоимость исполненного участником контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (договора), а именно 14 999 996,36 рублей.
В соответствии с протоколом предквалификационного отбора от 23.05.2018 N ППО1 заявка ООО "АкадемСтрой" признана не соответствующей дополнительным требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что в составе заявки Заявителя представлены:
- копия исполненного Договора N 1046-16 от 08.07.2016 и копия актов выполненных работ по форме КС-2, копия справок о стоимости выполненных работ по форме КС-3 на сумму 1 907 510, 87 рублей (далее - Договор N 1);
- копия Договора генерального подряда N 12/06 от 27.06.2016 (далее - Договор N 2) и копия актов выполненных работ по форме N КС-2, копия справок о стоимости выполненных работ по форме КС-3, а также дополненного соглашения N 5 от 15.01.2018 к Договору N 2 и копия акта выполненных работ по форме N КС-2, копия справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3 на общую сумму 34 752 904, 39 руб.
На заседании Комиссии установлено, что согласно пункту 2.2.1 Договора N 1 "Работы по Договору выполняются в соответствии с техническим заданием (приложение N 1), Сметами (Приложение N 2), являющиеся неотъемлемой частью Договора".
Согласно пункту 1.7 Договора генерального подряда N 12/06 от 27.06.2016 "Приложения - приложения к Договору, являющиеся неотъемлемой его частью". При этом приложениями к Договору являются протокол согласования договорной цены, смета, график производства работ, лицензия на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Российской Федерации N МКРФ 02463 от 15.04.2015, перечень Проектной (технической) документации, форма Акта о передаче участка (строительной площадки), форма Комплексного акта.
Вместе с тем, представители Заказчика пояснили, что в составе представленного Договора N 1 отсутствует техническое задание, являющееся его неотъемлемой частью, что не позволяет определить соответствие участника закупки дополнительному требованию о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ. Кроме того, в составе Договора N 2 отсутствуют обязательные приложения к нему, в связи с чем наличие Договора N 2 не может являться подтверждением соответствия участника закупки дополнительному требованию о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ.
При этом, Заявитель на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил и в составе жалобы не представил доказательств, однозначно свидетельствующих об обоснованности довода, в связи с чем довод не нашел своего подтверждение.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно размещены извещение о проведении Конкурса и Конкурсная документация в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 15.05.2018 N 215 "О структуре федеральных органов исполнительной власти".
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.05.2018 N 215 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" принято решение упразднить Федеральное агентство научных организаций, передав его функции по нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в соответствующей сфере деятельности, а также функции по управлению имуществом Министерству науки и высшего образования Российской Федерации.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, извещение о проведении Конкурса и Конкурсная документация размещены, 09.04.2018.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил и в составе жалобы не представил доказательств неправомерного размещения Заказчиком извещения о проведении Конкурса и Конкурсной документации.
В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
3. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием от 25.05.2018 N ПРО1 заявка участника с порядковым номером (ООО "Дизайн") признана не соответствующей требованиям Конкурсной документации, а именно: "в составе заявки отсутствует предложение участника конкурса с ограниченным участием в отношении длины стержня и марок стали пункта 2 "Арматура" материалов, используемых при проведении работ (пункт 8 Технического задания части III конкурсной документации)".
Согласно пункту 2 "Арматура" "Требований к качественным характеристикам выполняемых работ, к функциональным характеристикам товара (подлежащих использованию при выполняемых работ), к безопасности выполнения работ" технического задания Конкурсной документации "Длина стержня должна быть 12, 9, 7; 6; 8, 10 м".
В инструкции по заполнению заявок на участие в Конкурсе (далее - Инструкция) содержатся примеры по предоставлению сведений по отдельным типам значений показателей товаров. При этом, "В случае установления заказчиком в документации о закупке требуемых значений, не соответствующих вышеуказанным примерам (в том числе при перечислении значений с использованием знаков ",", ";", "/"), участник закупки указывает в заявке значения показателей в том виде, в котором они установлены заказчиком (в соответствии с первым примером)".
Согласно сведениям заявки участника ООО "Дизайн", представленной представителями Заказчика, в отношении товара "Арматура" указаны показатели "8, 10 м".
Вместе с тем, неустановление в Инструкции исчерпывающего перечня примеров заполнения заявки по отдельным типам значений показателей, а также отсутствие указаний на порядок предоставления сведений в отношении конкретных показателей в случае их сопровождения знаками (символом), в том числе, ",", ";", не позволяют участникам закупки однозначно определить порядок предоставления сведений в отношении соответствующих показателей.
Ввиду отсутствия надлежащей Инструкции по заполнению заявок не представляется возможным определить, какие сведения необходимо представить участникам закупки в составе заявок относительно длины стержня: 12, 9, 7, или 6, или 8, 10, или 12, 9, 7; 6; 8,10.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком надлежащим образом не установлена Инструкция по заполнению заявок на участие в Конкурсе, что нарушает пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что Заказчиком надлежащим образом не установлена Инструкция по заполнению заявки на участие в Конкурсе, Конкурсной комиссией неправомерно принято решение об отказе участнику с порядковым номером 4 в допуске к участию в Конкурсе, что нарушает часть 3 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "АкадемСтрой" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Единой комиссии предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 07.06.2018 по делу N 18/44/105/631 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 июня 2018 г. N 18/44/105/631 "О нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был