Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу АО "ЭКОМЕТ-С" (далее - Заявитель) на действия Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, единой комиссии Заказчика (далее - Единая комиссия) конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение работы: "Ликвидация (вывод из эксплуатации) и реабилитация прилегающей территории специального хранилища радиоактивных отходов НИИ кораблестроения и вооружения ВМФ ВУНЦ ВМФ "Военно-морская академия" (г. Санкт-Петербург) в обеспечение мероприятия "Реабилитация территории субъектов Российской Федерации" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0773100000318000045) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Единой комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика ненадлежащим образом установившего требование о предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе следующих лицензий:
- лицензию (лицензии) Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, предоставляющую право на обращение с радиоактивными отходами при их переработке и транспортировании;
- лицензию (лицензии) Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, предоставляющую право на вывод из эксплуатации ядерных установок и/или радиационных источников и/или пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и/или хранилищ радиоактивных отходов в части выполнения работ и оказания услуг эксплуатирующей организации.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 22.05.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 7 690 420 рубль;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 07.06.2018.
5) дата осуществления предквалификационного отбора 15.06.2018.
1. По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика ненадлежащим образом установившего требование о предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе следующих лицензий:
- лицензию (лицензии) Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, предоставляющую право на обращение с радиоактивными отходами при их переработке и транспортировании;
- лицензию (лицензии) Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, предоставляющую право на вывод из эксплуатации ядерных установок и/или радиационных источников и/или пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и/или хранилищ радиоактивных отходов в части выполнения работ и оказания услуг эксплуатирующей организации.
В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных 56 статьей Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса объектом закупки является выполнение работы: "Ликвидация (вывод из эксплуатации) и реабилитация прилегающей территории специального хранилища радиоактивных отходов НИИ кораблестроения и вооружения ВМФ ВУНЦ ВМФ "Военно-морская академия" (г. Санкт-Петербург) в обеспечение мероприятия "Реабилитация территории субъектов Российской Федерации".
Пунктом 15 информационной карты Конкурсной документации установлено следующее требование: "Участники конкурса должны отвечать требованиям, установленным в подразделе 3.1 раздела 3 Конкурсной документации, в том числе иметь:
- лицензию (лицензии) Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, предоставляющую право на обращение с радиоактивными отходами при их переработке и транспортировании;
- лицензию (лицензии) Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, предоставляющую право на вывод из эксплуатации ядерных установок и/или радиационных источников и/или пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и/или хранилищ радиоактивных отходов в части выполнения работ и оказания услуг эксплуатирующей организации".
Как следует из пояснений представителей Заказчика требование о предоставлении вышеуказанных лицензий установлено в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, поскольку объектом закупки является ликвидация (вывод из эксплуатации) и реабилитация прилегающей территории специального хранилища радиоактивных отходов НИИ кораблестроения и вооружения ВМФ ВУНЦ ВМФ "Военно-морская академия" (г. Санкт-Петербург) в обеспечение мероприятия "Реабилитация территории субъектов Российской Федерации, при этом в соответствии с положениями Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" указанный закон распространяется на виды деятельности в области использования атомной энергии, в связи с чем при для целей выполнения работ для Заказчика существенным является наличие в лицензии требуемых видов деятельности в области использования атомной энергии.
Таким образом, согласно пояснениям Заказчика, предоставление в составе заявки на участие в Конкурсе одной лицензии, предоставляющей право как на обращение с радиоактивными отходами при их переработке и транспортировании, так и на вывод из эксплуатации ядерных установок и/или радиационных источников и/или пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и/или хранилищ радиоактивных отходов в части выполнения работ и оказания услуг эксплуатирующей организации, не противоречит требованиям Конкурсной документации.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не представил сведений, однозначным образом подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия проверяет заявку на участие в конкурсе в том числе, на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации.
Пунктом 26 информационной карты Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе:
"1) Цена контракта - значимость критерия 60%, коэффициент значимости 0,6, максимальное количество баллов 100;
2) Нестоимостные критерии:
Показатели критерия "Деловая репутация" (далее - Критерий):
"Наличие у участника конкурса документально подтвержденной положительной деловой репутации (количество представленных в составе заявки копий благодарственных писем о выполнении работ по выводу из эксплуатации ядерных установок и/или радиационных источников и/или пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и/или хранилищ радиоактивных отходов и/или реабилитации загрязненных радионуклидами территорий за последние 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе). 50% (100 баллов).
Показатели критерия "Квалификация участника":
Обеспеченность участника конкурса трудовыми ресурсами: наличие в штате участника конкурса или на привлеченной основе дозиметриста с допуском к работам группы "А". 10% (100 баллов).
Обеспеченность участника конкурса трудовыми ресурсами: наличие в штате участника конкурса или на привлеченной основе водителя экскаватора с допуском к работам группы "А". 10% (100 баллов).
Обеспеченность участника конкурса трудовыми ресурсами: наличие в штате участника конкурса или на привлеченной основе монтажника и/или специалиста по монтажу и/или демонтажника с допуском к работам группы "А". 30% (100 баллов)".
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что в порядке оценки заявок допущена ошибка и следует читать как ""Критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации""
Таким образом, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в порядке оценки заявок допущена ошибка, а именно, вместо "Критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" указаны критерии "Деловая репутация", и что не предусмотрено Правилами.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком надлежащим образом не установлен порядок оценки заявки на участие в Конкурсе, что нарушает требования пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение не влияет на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку с учетом пояснений представителей Заказчика порядок оценки будет применяться в соответствии с Правилами.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99 частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу АО "ЭКОМЕТ-С" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела от 13.06.2018 N 18/44/105/653 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 июня 2018 г. N 18/44/105/653 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был