Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия к рассмотрению жалобы гражданки Н.Е. Куракиной в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Н.Е. Куракина, которой установлена страховая пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", оспаривает конституционность части 1 статьи 3 Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года N 42-ЗРК/2014 "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Крым" в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона Республики Крым от 29 декабря 2016 года N 339-ЗРК/216 "О внесении изменений в некоторые законы Республики Крым", предусматривавшей, что государственные гражданские служащие Республики Крым при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности государственной гражданской службы Республики Крым не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с государственной гражданской службы Республики Крым по основаниям, предусмотренным пунктами 1-3, 7-9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2-4 части 1 и пунктами 2-4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим данной части) (абзац первый); государственные гражданские служащие Республики Крым при увольнении с государственной гражданской службы Республики Крым по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 (за исключением случаев истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий государственного гражданского служащего Республики Крым, замещавшего должность государственной гражданской службы Республики Крым категорий "руководитель" или "помощник (советник)"), 3 и 7 части 1 статьи 33, подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 37 и пунктом 4 части 2 статьи 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на страховую пенсию по старости (инвалидности) и непосредственно перед увольнением замещали должности государственной гражданской службы Республики Крым не менее 12 полных месяцев (абзац второй); государственные гражданские служащие Республики Крым при увольнении с государственной гражданской службы Республики Крым по основаниям, предусмотренным пунктами 2 (в случае истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий государственного гражданского служащего Республики Крым, замещавшего должность государственной гражданской службы Республики Крым категорий "руководитель" или "помощник (советник)"), 8 и 9 части 1 статьи 33, подпунктом "а" пункта 1, пунктами 82 и 83 части 1 статьи 37, пунктами 2-4 части 1 и пунктами 2 и 3 части 2 статьи 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности государственной гражданской службы Республики Крым не менее одного полного месяца, при этом суммарная продолжительность замещения таких должностей составляет не менее 12 полных месяцев (абзац третий).
По мнению заявительницы, часть 1 статьи 3 Закона Республики Крым "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Крым" не соответствует статьям 6 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 39 (часть 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, она лишает права на пенсионное обеспечение граждан, постоянно проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года, притом что за 12 месяцев, предшествующих увольнению, они не замещали должности государственной гражданской службы Республики Крым, однако являлись федеральными государственными гражданскими служащими.
Оспариваемое законоположение применено в деле Н.Е. Куракиной судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Рассматривая вопрос о правовой природе ежемесячных доплат к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что такого рода выплаты при наличии у государственного гражданского служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным обеспечением бывших государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации, предоставляемым им за счет средств соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации помимо государственной пенсии, назначаемой на общих основаниях (определения от 1 декабря 1999 года N 189-О, от 15 января 2008 года N 107-О-О и N 108-О-О и др.).
Конституционный Суд Российской Федерации также отмечал, что законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в субъекте Российской Федерации, муниципальным служащим, лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления субъекта Российской Федерации, дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям (определения от 11 мая 2006 года N 88-О, от 3 апреля 2007 года N 332-О-П и др.).
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, законодатель Республики Крым в Законе Республики Крым "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Крым" закрепил условия назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Республики Крым.
Оспариваемая Н.Е. Куракиной часть 1 статьи 3 указанного Закона является частью правового механизма, направленного на реализацию права на дополнительное пенсионное обеспечение лиц, имеющих стаж государственной гражданской службы, продолжительное время замещавших должности государственной гражданской службы Республики Крым и впоследствии уволенных с указанных должностей, в равной мере распространяется на всех граждан, относящихся к данной категории, и не может расцениваться как нарушающая права заявительницы, которая должностей государственной гражданской службы Республики Крым не замещала и была уволена с федеральной государственной гражданской службы.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Куракиной Надежды Егоровны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 29 мая 2018 г. N 1327-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Куракиной Надежды Егоровны на нарушение ее конституционных прав частью 1 статьи 3 Закона Республики Крым "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Крым"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)