Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина П.Н. Сидорова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, были признаны правомерными действия командира воинской части, связанные с исключением в 2017 году гражданина П.Н. Сидорова (зачисленного в распоряжение командира с 2009 года) из списков личного состава воинской части до предоставления ему жилья. Как указали суды, П.Н. Сидоров не оспаривал приказ командующего войсками об увольнении его с военной службы, принятый в 2015 году и влекущий правовые последствия, установленные пунктами 16 и 24 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237), предусматривающими сроки для исключения уволенных военнослужащих из списков воинской части и необходимость их обеспечения до момента такого исключения денежным, вещевым и продовольственным довольствием.
Впоследствии решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, П.Н. Сидорову было отказано в удовлетворении административного искового заявления об оспаривании приказа командующего войсками об увольнении с военной службы, поскольку, как указали суды, он пропустил установленный трехмесячный срок для обращения в суд. При этом суды отклонили доводы заявителя о том, что он узнал о необходимости подачи такого иска в целях защиты своих прав только после вступления в силу судебного решения, признавшего правомерным его исключение из списков личного состава воинской части.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации П.Н. Сидоров оспаривает конституционность положения абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", предусматривающего, что определенная категория военнослужащих без их согласия не может быть уволена с военной службы без предоставления жилого помещения.
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение не соответствует статьям 32 (часть 4), 37 (часть 1), 55 (часть 3) и 59 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, не позволяет гражданину, в отношении которого издан приказ об увольнении с военной службы, сохранить статус военнослужащего в случае, если он не согласен с увольнением со службы до фактического обеспечения жильем.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1), малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Разрешение же вопросов, связанных с установлением конкретных форм, источников и порядка предоставления гражданам жилых помещений, относится к прерогативе федерального законодателя.
Оспариваемое заявителем законоположение, изданное в порядке реализации положений статьи 40 Конституции Российской Федерации, предусматривает дополнительные меры социальной защиты для определенной категории граждан, к которой относится заявитель, в том числе содержат запрет на увольнение военнослужащего, который не обеспечен жильем, без его согласия. В этим согласуется и положение абзаца первого пункта 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", предусматривающее, что военнослужащие, имеющие право на обеспечение жилищными субсидиями или жилыми помещениями по договору социального найма или в собственность, не могут быть уволены с военной службы с оставлением их на учете нуждающихся в жилых помещениях по последнему месту военной службы при отсутствии их согласия на такое увольнение.
С учетом изложенного оспариваемое законоположение не может расцениваться как нарушающее конституционные права в аспекте, указанном заявителем, которому было отказано в удовлетворении требований об оспаривании приказа об увольнении исключительно в связи с пропуском срока давности.
Установление же и исследование фактических обстоятельств, в том числе проверка законности и обоснованности увольнения заявителя с военной службы и разрешение вопроса о применении срока давности в конкретном деле, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относятся.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сидорова Павла Николаевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 29 мая 2018 г. N 1237-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сидорова Павла Николаевича на нарушение его конституционных прав положением абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)