Досье на проект федерального закона
Банк России рассмотрел проект федерального закона N 455221-7 "О таможенном регулировании" (далее - Проект), направленный письмом Комитета Государственной думы по бюджету и налогам от 08.05.2018 N 3.7-6/432 и по вопросам, относящимся к компетенции Банка России, сообщает, что представленная редакция Проекта требует доработки с учетом следующих замечаний (в том числе, ранее направленных в адрес Минфина России письмом Банка России от 26.04.2018 N 014-12-3/3052 (прилагается):
1. Положения Проекта предлагаем соотнести с положениями Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон о НПС).
Так, в частности, предлагаем исключить предусмотренное статьей 5 Проекта определение понятия "электронное средство платежа", поскольку оно закреплено пунктом 19 статьи 3 Закона о НПС.
При этом при доработке текста Проекта предлагаем учесть, что электронные средства платежа, к которым, в числе прочих, относятся платежные карты, являются средством и (или) способом составления, удостоверения и передачи распоряжений об осуществлении перевода денежных средств (безналичные расчеты) и предоставляются клиентам операторами по переводу денежных средств (кредитными организациями), в том числе, являющимися участниками платежных систем.
Кроме того, предлагаем доработать предусмотренное статьей 5 Проекта определение понятия "оператор таможенных платежей", прямо указав, что данный субъект выступает зарегистрированным Банком России оператором платежной системы, взаимодействующим с ФТС России в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России.
2. Предлагаем закрепить обязанность оператора таможенных платежей обеспечить возможность внесения авансовых платежей, оплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, путем использования национальных платежных инструментов в сроки, установленные Банком России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
3. В статье 30 Проекта:
- согласно пункту 2 части 3, обязанность по уплате таможенных платежей считается исполненной с момента идентификации сведений, содержащихся в платежном поручении, подтверждающем поступление денежных средств на счета Федерального казначейства, сведениям, содержащимся в чеке. При этом не ясно, о каком чеке идет речь, в связи с чем механизм идентификации вьипеуказанных сведений требует конкретизации;
- в соответствии с частью 4 для целей выпуска товаров подтверждением исполнения обязанности плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, при их* уплате с использованием электронных средств платежа через инфраструктуру операторов таможенных платежей является документ, сформированный в том числе в электронном виде, подтверждающий осуществление перевода денежных средств на счет Федерального казначейства. При этом с момента формирования указанного документа перевод денежных средств, осуществляемый в целях уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, становится безотзывным.
Необходимо конкретизировать положения данной нормы, указав момент времени, в который будет формироваться указанный документ (например, в момент списания денежных средств со счета плательщика), и на формирующий его субъект.
Также в случае, если указанный документ будет формироваться субъектом, отличным от кредитных организаций, осуществляющих перевод денежных средств по поручению плательщика, необходимо закрепить механизм доведения до кредитных организаций информации о формировании указанного документа (в целях обеспечения для кредитных организаций возможности соблюдения требований в части безотзывности перевода денежных средств). При этом в случае, если указанная норма не предусматривает закрепления иного момента наступления безотзывности перевода денежных средств, отличного от установленного частью 7 статьи 5 Закона о НПС, абзац второй части 4 предлагаем исключить;
- согласно абзацу третьему части 4, для целей выпуска товаров для личного пользования, перемещаемых в сопровождаемом багаже, при уплате таможенных платежей в безналичном порядке подтверждением исполнения обязанности плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов является документ, сформированный кредитной организацией, подтверждающий внесение плательщиком денежных средств в счет уплаты таможенных платежей. Обращаем внимание, что уплата таможенных платежей в безналичном порядке может осуществляться не только посредством внесения плательщиком наличных денежных средств в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета, но и с банковского счета плательщика. Таким образом, редакция абзаца, как представляется, требует доработки.
4. В пункте 4 части 4 и пункте 5 части 14 статьи 36 Проекта предлагаем слово "расчетного" заменить словом "банковского", учитывая, что заявителем может быть физическое лицо.
5. В абзаце первом части 21 статьи 61 Проекта предлагаем слова "со дня отзыва лицензии" заменить словами "со дня наступления указанных в настоящем абзаце событий".
6. Передача электронных документов и информации в соответствии со статьёй 61 Проекта осуществляется между таможенными органами и гарантами. При этом в качестве гарантов могут выступать не только банки, но также Внешэкономбанк и Евразийский банк развития, в отношении которых Банк России не осуществляет надзор.
В связи с этим предлагаем в частях 25 и 26 статьи 61 Проекта установить один из следующих вариантов регулирования:
1) порядок передачи гарантами в таможенные органы, а также таможенными органами гарантам электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, и информации в электронном виде, а также состав и структуру информации в электронном виде, направляемой гарантом в таможенные органы, а также таможенными органами гаранту, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, по согласованию с Банком России;
2) порядок передачи предусмотренных статьёй 61 Проекта электронных документов и информации в электронном виде, направляемых банками или в банки, а также их состав и структура устанавливается Банком России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а порядок передачи предусмотренных статьёй 61 Проекта электронных документов и информации, направляемых иными гарантами или в их адрес, а также состав и структура такой информации устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
7. В статье 75 Проекта:
- предусмотрены различные понятия в отношении документов (инкассовое поручение, инкассовое поручение таможенного органа, поручение, поручение таможенного органа на перевод электронных денежных средств), применяемых таможенным органом для направления в банк, в котором открыты счета плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени в целях взыскания денежных средств. Предлагаем в целях единообразия уточнить типы документов, а также их вид (в электронном виде или на бумажном носителе), при этом рассмотреть возможность использования таможенными органами в целях взыскания таможенных платежей только поручений таможенного органа, по аналогии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ), учитывая, что установление форм распоряжений о переводе денежных средств, применяемых в рамках форм безналичных расчетов, относится к компетенции Банка России;
- предусматривается обязанность банка в очередности, установленной гражданским законодательством, исполнять, в том числе поручение таможенного органа на перевод электронных денежных средств (часть 6). Редакция требует доработки, учитывая, что очередность списания денежных средств, установленная статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяется только в отношении банковского счета;
- предлагаем определить последовательность взыскания денежных средств (сначала с рублевых счетов, при недостаточности денежных средств на рублевых счетах - с валютных счетов) по аналогии с нормой части 5 статьи 46 НК РФ;
- согласно части 4 поручение таможенного органа на перевод электронных денежных средств исполняется банком посредством перечисления денежных средств на счет Федерального казначейства. Вместе с тем, согласно части 11, при взыскании таможенных платежей в иностранной валюте поручение таможенного органа на перевод электронных денежных средств исполняется банком посредством перечисления на счет плательщика. Предлагаем соотнести указанные нормы. При этом отмечаем, что в соответствии со статьей 46 НК РФ при взыскании налоговых платежей со счетов в иностранной валюте, за счет остатка электронных денежных средств банки осуществляют перевод денежных средств на счет плательщика.
8. В четвертом абзаце части 13 статьи 75, во втором абзаце части 7 статьи 77 и во втором абзаце части 9 статьи 77 Проекта предлагаем установить право банка выбирать один из способов взаимодействия между банками и таможенными органами в целях экономии технических ресурсов банка.
9. Требует закрепления механизм уведомления банков о наличии решения таможенного органа о приостановлении операций по счетам плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) и переводов его электронных денежных средств в целях обеспечения возможности исполнения банками обязанностей, предусмотренных частью 17 статьи 77 Проекта.
Поскольку в части 7 статьи 77 Проекта предусмотрены 2 способа получения банком решения таможенного органа (в том числе, в порядке, установленном Банком России по согласованию с ФТС России), необходимо переработать второй абзац части 12 статьи 77 Проекта. В частности, необходимо предусмотреть в указанном абзаце порядок фиксации даты и времени получения решения таможенного органа в порядке, установленном Банком России по согласованию с ФТС России, а не только в момент размещения таможенным органом электронного документа в информационной системе. Соответствующая норма предусмотрена пунктом 2.5 Положения Банка России от 30.11.2012 N 390-П "О порядке направления таможенным органов в банк решения таможенного органа в электронном виде".
Кроме того, предлагаем привести к единообразию порядок установления форм, форматов и структуры поручений таможенных органов и решений таможенных органов, направляемых в банк в соответствии со статьями 75 и 77 Проекта - устанавливаются ФТС России по согласованию с Банком России.
10. В статье 81 Проекта указано, что банки и иные кредитные организации обязаны исполнять требования, установленные главой 12 Проекта. В то же время положения главы 12 Проекта устанавливают требования только к банкам.
Например, часть 3 статьи 81 Проекта устанавливает, что положения статьи 81 применяются также в отношении обязанности банков и иных кредитных организаций по исполнению решений таможенных органов о бесспорном взыскании сумм пеней и процентов. При этом статья 75 Проекта устанавливает соответствующую обязанность только в отношении банков.
В связи с этим во избежание возможного неоднозначного толкования соответствующих положений предлагаем уточнить, о каких требованиях к иным кредитным организациям идёт речь в статье 81 Проекта.
Кроме того, положения части 3 статьи 81 Проекта предусматривают обязанность банков по исполнению решения таможенного органа о бесспорном взыскании сумм пени и процентов, при этом, согласно статье 75 Проекта, решение таможенного органа является основанием для предъявления в банк инкассового поручения на списание денежных средств со счета плательщика, в связи с чем статья нуждается в доработке.
11. В Проекте используются одновременно понятия "счет" и "банковский счет". Так в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 352 Проекта заявление о включении в реестр таможенных перевозчиков должно содержать сведения об открытых банковских счетах заявителя. В то же время в соответствии с частью 2 указанной статьи Проекта к такому заявлению прилагаются подтверждения из банков об открытых в них счетах заявителя.
Основным квалифицирующим признаком банковского счета является договор, на основании которого открывается данный счет - договор банковского счета. В то же время под определение "счета" подходит в том числе счет по вкладу (депозиту), который открывается на основании договора банковского вклада (депозита). Таким образом, понятия банковский счет и счет по вкладу (депозиту) не являются тождественными.
В связи с изложенным предлагаем обратить внимание на необходимость уточнения в Проекте терминологии в данной части.
12. В соответствии с частью 1 статьи 242 Проекта за таможенными органами закрепляется право в рамках проведения таможенной проверки требовать и получать от банков и иных кредитных организаций, в том числе заверенные копии контрактов (договоров), заверенные копии паспортов сделок (если такие паспорта сделок должны были быть оформлены), а также ведомости банковского контроля.
Передача копий контрактов (договоров) и ведомостей банковского контроля, предусмотренная вышеуказанной статьей Проекта, осуществляется уполномоченными банками в ФТС России в электронном виде в режиме времени, близкому к реальному, в рамках исполнения полномочий, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации. Таким образом, в настоящее время ФТС России располагает информацией по всем контрактам (договорам) и ведомостям банковского контроля, указанным в части 1 статьи 242 Проекта, получаемым в рамках валютного законодательства Российской Федерации.
В связи с изложенным, по мнению Банка России, требуется исключить дублирование норм Проекта и валютного законодательства Российской Федерации в части полномочий таможенных органов требовать у уполномоченных банков копии контрактов (договоров) и ведомостей банковского контроля, когда у одного уполномоченного банка дважды запрашиваются таможенными органами одни и те же документы при осуществлении ими разного вида контроля.
Исходя из изложенного, предлагаем в части 1 статьи 242 Проекта, слова "заверенные копии контрактов (договоров), заверенные копии паспортов сделок, а также ведомости банковского контроля" исключить.
Кроме того, применительно к части 4 статьи 242 Проекта предусматривающей право таможенных органов запрашивать подлинники документов, отмечаем, что в соответствии с абзацем пятым части 5 статьи 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные соответственно агентом валютного контроля копии.
13. Кроме того, обращаем внимание, что в настоящее время ведется доработка ко второму чтению проекта федерального закона N 327154-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект N 327154-7), который предусматривает, в частности, изменения в статью 142 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" относительно обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов банковскими гарантиями включенного в соответствующий реестр банка в течение срока реализации утвержденного Советом директоров Банка России плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства такого банка при условии принятия Советом директоров Банка России решения о гарантировании непрерывности его деятельности. Одновременно в отношении такого банка законопроектом N 327154-7 устанавливается порядок определения максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий.
С учетом изложенного просим при дальнейшей работе над Проектом учитывать редакцию норм, представленных в законопроекте N 327154-7, в частности в статьях 64, 65 и 394 Проекта.
14. Замечания редакционного характера:
14.1. В части 10 статьи 75 Проекта предлагаем слова "таможенных и иных платежей" заменить словами "таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени" в целях соответствия названию данной статьи.
14.2. В статье 77 Проекта предлагаем:
в абзаце первом части 13 после слов "о приостановлении операций по" дополнить словом "счетам";
в части 16 слова "лица, несущего солидарную обязанность" заменить словами "лицом, несущим солидарную обязанность".
14.3. В абзаце втором части 4 статьи 103 Проекта слова "форму и порядок заполнения на бумажном носителе уведомления, а также его формат и структуру электронного вида уведомления" заменить словами "форму и порядок заполнения уведомления на бумажном носителе, а также формат и структуру уведомления в электронном виде".
Заместитель |
Д.Г. Скобелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Банка России от 6 июня 2018 г. N 014-12-3/4235 "О проекте федерального закона "О таможенном регулировании"
Текст письма официально опубликован не был