Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 449359-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инновационном центре "Сколково" и иные законодательные акты Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), и отмечает следующее.
Согласно пояснительной записке законопроект подготовлен в целях создания условий для снятия существующих территориальных ограничений деятельности по созданию и развитию инновационного центра "Сколково" за счет тиражирования модели инновационной экосистемы, формируемой в рамках проекта создания и обеспечения функционирования инновационного центра "Сколково" (далее - проект), с опорой на успешные региональные инновационные центры и инновационные научно-технологические центры, создаваемые в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Законопроектом предусматривается изменение предмета регулирования Федерального закона от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" (далее - Федеральный закон 244-ФЗ), который предлагается существенно расширить и установить как отношения, возникающие при создании и обеспечении функционирования территориально обособленного комплекса (инновационного центра "Сколково") и обеспечении жизнедеятельности на его территории, а также иные отношения, возникающие при осуществлении управляющей компанией или с ее участием деятельности в целях коммерциализации результатов исследовательской деятельности юридических и физических лиц, включая участников проекта, в том числе за счет предоставления сервисов, поддержки исследовательской деятельности как на территории инновационного центра "Сколково", так и за ее пределами. Устанавливается, что реализация проекта осуществляется в целях развития технологического предпринимательства.
При этом законопроектом в соответствии с указанным предметом регулирования уточняется понятийный аппарат Федерального закона 244-ФЗ, который дополняется такими понятиями как инновационная экосистема, сервис, региональный оператор, технологическое предпринимательство, коммерциализация результатов исследовательской деятельности.
Также законопроект предполагает:
возможность присвоения статуса участника проекта юридическому лицу вне зависимости от его местоположения на территории Российской Федерации;
в целях повышения доступности сервисов "Сколково" для лиц, не являющихся участниками проекта, реализацию модели привлечения региональных операторов, осуществляющих предоставление сервисов "Сколково" за пределами границ инновационного центра "Сколково", на территории субъектов Российской Федерации либо на ее части, в том числе на территории инновационных научно-технологических центров;
что финансовое обеспечение функций управляющей компании по реализации проекта может осуществляться, в том числе, за счет иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая доходы управляющей компании от выполнения на возмездной основе работ, оказания услуг лицам, участвующим в реализации проекта, а также иным лицам;
снятие ограничения на возможность управляющей компании быть участником участников проекта, что, согласно пояснительной записке, является необходимым условием для развития некоторых специальных сервисов (поддержка российских и международных продаж, инжиниринговые центры и др.), а также для запуска механизма венчурного инвестирования, необходимого для реализации поручений;
осуществление промежуточной и итоговой оценки эффективности совместной инвестиционной деятельности в отношении договоров инвестиционного товарищества, заключенных с управляющими компаниями;
что расходование управляющими компаниями бюджетных средств, предоставленных на инвестиционную деятельность, рассматривается как форма государственной поддержки инновационной деятельности, оценка эффективности которой осуществляется в соответствии с положениями статьи 16.5 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике";
снятие ограничений по возможным направлениям исследовательской деятельности, установив, что такая деятельность осуществляется в соответствии с правилами проекта, утверждаемыми управляющей компанией с учетом приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации;
уточнение особенностей осуществления ряда полномочий органов государственной власти, местного самоуправления на территории инновационного центра "Сколково";
изъятие из общего требования о том, что использование земельных участков на территории Центра возможно только путем их предоставления в аренду, в целях упрощения порядка размещения на территории инновационного центра "Сколково" отдельных видов объектов, а также осуществления отдельных видов деятельности (использование земельных участков, находящихся в границах территории инновационного центра "Сколково" без предоставления земельных участков в аренду, а также без установления сервитута, в порядке, установленном управляющей компанией);
что размещение рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, принадлежащем управляющей компании или дочернему обществу управляющей компании, осуществляется на основании договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе;
особенности правового режима автомобильных дорог на территории инновационного центра "Сколково" (предоставление управляющей компании права ограничивать проезд по территории центра транспортных средств неограниченного круга лиц в экологических целях);
что технологическое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения инновационного центра "Сколково" объектов капитального строительства, расположенных вне территории инновационного центра "Сколково", допускается по согласованию с управляющей компанией;
что обучающиеся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории инновационного центра "Сколково" и получивших в установленном порядке разрешение управляющей компании, обладают всеми правами, предоставляемыми обучающимся в организациях, имеющих лицензии на осуществление образовательной деятельности, а также правами, предоставленными обучающимся по имеющим государственную аккредитацию соответствующим образовательным программам (ликвидируется правовая неопределенность статуса обучающихся в указанных организациях);
предоставление права управляющей компании получать по запросу ряд сведений об участниках проекта, из числа предусмотренных статьей 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), что соответствует положениям пункта 1.1 указанной статьи НК РФ, согласно которым предоставление таких сведений по запросам осуществляется в случаях, предусмотренных федеральными законами (в целях осуществления управляющей компанией контроля над соответствием деятельности участников проекта требованиям Федерального закона 244-ФЗ).
Законопроектом также вносится ряд изменений в другие законодательные акты: в Федеральный закон от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" - предусматривающие устранение неточности данного федерального закона в части определения образовательной деятельности, не подлежащей лицензированию на территории Центра "Сколково", в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - предусматривающие предоставление управляющей компании возможности внесения сведений об объектах адресации в федеральную информационную адресную систему.
С учетом заявленной цели законопроекта и его содержания в части совершенствования правового регулирования деятельности по созданию и развитию инновационного центра "Сколково" Комитет считает концепцию законопроекта заслуживающей поддержки.
К законопроекту поступили замечания правового и юридико-технического характера. По мнению Комитета, имеющиеся к законопроекту замечания могут быть устранены в ходе его подготовки ко второму чтению (в случае принятия законопроекта в первом чтении) без изменения концепции законопроекта.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.