Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, рассмотрев проект федерального закона N 343329-7 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), отмечает следующее.
Законопроектом предлагается статью 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ) и часть 2 статьи 19 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) дополнить положениями, согласно которым не допускается закупка (в том числе заключение договора аренды), последующее техническое усовершенствование, модернизация, переустройство транспортного средства категории "А", "В", цена которого, цена договора аренды которого, общая стоимость после технического усовершенствования, модернизации, переустройства которого превышает два миллиона рублей. При этом указанное ограничение не распространяется на транспортные средства указанных категорий, к которым предъявляются особые технические требования, связанные с их использование в медицинских целях.
По мнению авторов законопроекта, принятие указанных изменений ограничит возможность получателей бюджетных средств и юридических лиц с государственным участием осуществлять закупки легковых автомобилей, обладающих признаками избыточного потребления или являющимися предметами роскоши.
Поддерживая необходимость повышения эффективности расходования бюджетных средств и средств отдельных видов юридических лиц с государственным участием, Комитетом предложенные изменения не могут быть поддержаны по следующим основаниям:
1. Действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд уже содержит механизм нормирования в сфере закупок, призванный обеспечить достижение целей эффективного использования бюджетных средств. Так, статьей 19 Федерального закона N 44-ФЗ выделяется 2 способа нормирования в сфере закупок:
- установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг);
- установление нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).
В соответствии с частью 4 статьи 19 Федерального закона N 44-ФЗ правила нормирования в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд устанавливаются Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями соответственно и основываются на установленных Правительством Российской Федерации общих правилах нормирования.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 02 сентября 2015 г. N 927 "Об определении требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)" максимальная предельная цена приобретения транспортных средств установлена от 1,5 до 2,5 млн. руб.
Таким образом, Федеральный закон N 44-ФЗ и установленные требования призваны не только обеспечить государственные и муниципальные нужды, но вместе с тем и предотвратить закупки товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством РФ.
2. Положения Федерального закона N 223-ФЗ не содержат норм, устанавливающих требования к нормированию закупок. Вместе с тем необходимо отметить, что одним из принципов закупочной деятельности Федеральный закон N 223-ФЗ называет целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализацию мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
Соответственно, вопросы ценовой политики таких закупок определяются отдельными видами юридических лиц самостоятельно и установление каких-либо предельных цен при закупках товаров, работ и услуг может обеспечиваться только при принятии и утверждении положений о закупке.
Одновременно, обращаем внимание, что в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правительство Российской Федерации вправе определить перечни товаров, закупки которых с начальной (максимальной) ценой договора превышающей величину, установленную Правительством Российской Федерации, не могут быть осуществлены отдельными заказчиками без согласования с координационном органом Правительства Российской Федерации.
3. Законопроектом предусмотрено исключение из проектируемого ограничения в отношении транспортных средств категории "А" и "В", к которым предъявляются особые технические требования, связанные с их использование в медицинских целях. При этом не учитывается, что особые технические требования к транспортным средствам указанных категорий могут предъявляться в связи с их использованием и в иных сферах, например в целях гражданской обороны и предотвращения чрезвычайных ситуаций, а также не учитываются сложные условия эксплуатации транспортных средств в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока.
4. Законопроектом запрет на осуществление закупок транспортных средств предлагается распространить, в том числе на заключение договоров аренды, при этом не устанавливаются сроки заключения таких договоров. В предложенной редакции законопроект позволяет арендовать транспортное средство на любой период времени, например, на один месяц по максимальной цене.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству не поддерживает указанный законопроект и предлагает Государственной Думе отклонить его в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.