Письмо Банка России от 27 января 2017 г. N 33-7-7/596
Вопрос 1 (Исх N 06/27 от 09.03.16)
Ассоциация "Россия" обратилась в Банк России с просьбой на системной основе рассмотреть проблему, связанную с наличием в составе акционеров иностранных инвесторов, участвовавших в капитале кредитных организаций с отозванной лицензией, в связи с чем их деловая репутация признана неудовлетворительной. Такие акционеры получают от Банка России предписания в течение 90 дней сократить долю своего участия в кредитных организациях до уровня ниже 10%.
Кредитные организации совместно с такими акционерами готовят документы для выполнения требований Банка России в установленный срок, однако до его истечения получают уведомления от Главного управления о переводе банка в более низкую классификационную группу по причине отрицательных показателей структуры собственности, определяемых в соответствии с Указанием Банка России N 2005-У "Об оценке экономического положения банков" и, соответственно, наличии условий, приводящих к прекращению права банков на привлечение средств физических лиц.
Поддерживая работу Банка России по сокращению участия акционеров с отрицательной деловой репутацией в капитале российских банков полагаю, что устойчивые с точки зрения экономического положения и имеющие качественные системы управления кредитные организации не должны подвергаться такого рода немедленным санкциям, вызванным банкротством других банков, в которых имели долю такие инвесторы. Установление 90-дневного срока для кредитных организаций на сокращение доли таких инвесторов в капитале является действенной мерой, однако снижение одновременно с этим классификационной группы банка препятствует ее реализации, особенно учитывая низкий инвестиционный интерес к российским банкам, негативно сказывается на текущей деятельности банков и их взаимоотношениях с другими акционерами и контрагентами.
В связи с вышеизложенным, прошу не пересматривать показатели структуры собственности и, соответственно, не понижать классификационную группу таких банков по крайней мере до истечения срока, установленного на выполнение предписания такого рода акционерами банков.
Ответ 1 (N 33-7-7/596 от 27.01.2017)
Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России представляет выработанную Банком России позицию, доведенную до сведения территориальных учреждений Банка России в установленном порядке, относительно оценки показателей прозрачности структуры собственности банков19 в случае направления владельцам более 10% акций (долей) банка и (или) контролерам владельцев более 10% акций (долей) банка предписаний Банка России, предусмотренных статьей 11 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках) и статьей 61 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России).
В соответствии с требованиями статьи 11.3 Закона о банках и статьи 61 Закона о Банке России направление предписаний, предусмотренных указанными статьями, является основанием для понижения прав голоса акционеров (участников) кредитной организации, допустивших нарушение статьи 11 Закона о банках или статьи 61 Закона о Банке России (далее - нарушители), а также акционеров (участников) кредитной организации, в отношении которых контроль установлен с нарушением статьи 11 Закона о банках.
Согласно части седьмой статьи 11.3 Закона о банках, начиная со дня получения кредитной организацией, акции (доли) которой приобретены и (или) контроль в отношении акционеров (участников) которой установлен с нарушением, копии предписания, предусмотренного указанной статьей, и до дня исполнения данного предписания, нарушители или акционеры (участники) кредитной организации, контроль в отношении которых установлен с нарушением, имеют право голоса только по акциям (долям) кредитной организации, не превышающими 10%. При этом, в случае, если нарушители до совершения не согласованной с Банком России сделки по приобретению акций (долей) кредитной организации владели более чем 10% акций (долей) кредитной организации, данные нарушители до дня исполнения предписания имеют право голоса по всем голосующим акциям (долям) кредитной организации, приобретенным ранее с соблюдением требований законодательства Российской Федерации. Остальные акции (доли) кредитной организации, принадлежащие нарушителям и акционерам (участникам) кредитной организации, контроль в отношении которых установлен с нарушением, голосующими не являются и не учитываются при определении кворума.
Частью тринадцатой статьи 61 Закона о Банке России определено, что, начиная со дня получения нарушителем или лицом, установившим контроль в отношении акционера (участника) кредитной организации с нарушением, предписания, предусмотренного указанной статьей, и до дня исполнения данного предписания нарушители и акционеры (участники) кредитной организации, контроль в отношении которых установлен с нарушением, имеют право голоса только по акциям (долям), не превышающим 10%. Остальные акции (доли) кредитной организации, принадлежащие указанным нарушителям и акционерам (участникам), голосующими не являются и не учитываются при определении кворума.
Понижение прав голоса нарушителя или акционера (участника) кредитной организации, контроль в отношении которого установлен с нарушением, приводит к пропорциональному увеличению прав голоса у остальных акционеров (участников) кредитной организации. В частности, право голоса указанных акционеров (участников) (в относительном выражении) может возрасти до размера, позволяющего оказывать значительное влияние или контроль на деятельность кредитной организации и определять принимаемые органами управления кредитной организации решения. При этом указанные лица, исходя из установленных законодательных требований, не будут подлежать оценке Банком России в части их финансового положения и деловой репутации.
Учитывая вышеизложенное, в случае неисполнения предписаний, предусмотренных статьей 11 Закона о банках или статьей 61 Закона о Банке России, в установленный законодательством Российской Федерации срок (90 дней с даты получения предписания нарушителем или лицом, установившим контроль в отношении акционера (участника) кредитной организации с нарушением) считаем целесообразным рассматривать вопрос о присвоении показателю прозрачности структуры собственности банка ПУ1 неудовлетворительного значения (3 балла).
При этом отмечаем, что под датой получения предписания нарушителем или лицом, установившим контроль в отношении акционера (участника) кредитной организации с нарушением, понимается:
а) дата вручения Банком России нарушителю или лицу, установившему контроль в отношении акционера (участника) кредитной организации с нарушением, или их уполномоченному представителю предписания под роспись;
б) дата зафиксированного Банком России отказа нарушителя или лица, установившего контроль в отношении акционера (участника) кредитной организации с нарушением, или их уполномоченного представителя от получения предписания под роспись;
в) дата вручения предписания нарушителю или лицу, установившему контроль в отношении акционера (участника) кредитной организации с нарушением, или их уполномоченному представителю, указанная в уведомлении о вручении почтового отправления;
г) дата зафиксированного организацией почтовой связи отказа нарушителя или лица, установившего контроль в отношении акционера (участника) кредитной организации с нарушением, или их уполномоченного представителя от получения предписания, о чем организация почтовой связи уведомила Банк России;
д) дата, когда несмотря на почтовое извещение, нарушитель или лицо, установившее контроль в отношении акционера (участника) кредитной организации с нарушением, или их уполномоченный представитель не явился за получением предписания, о чем организация почтовой связи уведомила Банк России;
е) дата, когда предписание не было вручено нарушителю или лицу, установившему контроль в отношении акционера (участника) кредитной организации с нарушением, в связи с его отсутствием по адресу юридического лица, о чем организация почтовой связи уведомила Банк России.
Если после истечения 90-дневного срока предписание не было исполнено, оценку показателя прозрачности структуры собственности банка ПУ1 до неудовлетворительного значения (3 балла) может быть снижена только в случаях, когда в результате перераспределения прав голоса лицо (лица), ранее не обладающее полномочиями контролера исходя из объема принадлежащих ему акций (долей) кредитной организации, фактически в связи с изменением соответствующей доли получит права по осуществлению контроля в отношении кредитной организации, и при этом ранее в отношении данного лица (лиц) не проводилась оценка его финансового положения и деловой репутации в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России.
В вышеприведенных случаях, при рассмотрении вопроса о снижении оценки показателя прозрачности структуры собственности банка ПУ1 после истечения срока исполнения предписания Банка России принимается во внимание наличие объективных причин, о которых нарушитель или лицо, установившее контроль в отношении акционера (участника) кредитной организации с нарушением, официально уведомили Банк России и в связи с которыми предписание Банка России не выполнено (не может быть исполнено) в установленный срок.
------------------------------
19 Приложение 9 к Указанию Банка России от 30.04.2008 N 2005-У "Об оценке экономического положения банков".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Банка России от 27 января 2017 г. N 33-7-7/596
Текст письма официально опубликован не был