Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму Минобрнауки России
от 13.04.2018 N ТС-1044/07
Информация
о лучшем опыте органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по организации деятельности в сфере обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилыми помещениями
В Российской Федерации обеспечение жилыми помещениями является одной из мер по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее соответственно - дети-сироты, дети-сироты и лица из их числа).
Согласно подпункту 14.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.12.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" обеспечение детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "06.10.99"
В Федеральном законе от 21.12.96 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов РФ осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Осуществление контроля за сохранностью жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами, должно способствовать возврату детей в указанные жилые помещения и обеспечению возможности проживания в них.
Обобщая опыт принятия в субъектах РФ дополнительных мер поддержки детей-сирот в виде контроля за распорядительными действиями в отношении принадлежащих им жилых помещений, а также санитарно-техническим состоянием жилых помещений следует отметить, что указанные меры системного характера закреплены в нормативных правовых актах субъектов РФ в виде конкретных обязанностей и средств, которые должны выполняться, а также полномочий соответствующих органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а не только общей рамочной обязанности по контролю за сохранностью жилых помещений.
Например, в Свердловской области в соответствии с областным законом от 23 октября 1995 года N 28-ОЗ "О защите прав ребенка" детям-сиротам на период их пребывания в семьях опекунов или попечителей, приемных семьях, патронатных семьях, в организациях для детей-сирот, а также на период их обучения по очной форме в профессиональных образовательных организациях и в образовательных организациях высшего образования устанавливаются дополнительные меры социальной поддержки:
1) освобождение от платы за наем и (или) платы за содержание одного жилого помещения, право собственности на которое или право пользования которым сохраняется за таким лицом;
2) освобождение от оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится жилое помещение, право собственности на которое сохраняется за таким лицом;
3) освобождение от платы за предоставляемые в жилом помещении, право собственности на которое или право пользования которым сохраняется за таким лицом, коммунальные услуги, за исключением коммунальных услуг в части платы за твердое топливо при наличии печного отопления в домах, не имеющих центрального отопления;
4) освобождение от платы за предоставляемые в жилом помещении, право собственности на которое или право пользования которым сохраняется за таким лицом, коммунальные услуги в части платы за твердое топливо при наличии печного отопления в домах, не имеющих центрального отопления (в том числе платы за транспортные услуги для доставки этого топлива), в пределах нормативов, устанавливаемых правительством Свердловской области.
В 2017 году указанными мерами социальной поддержки воспользовалось 11 494 человека, что составляет 100 процентов от численности лиц, имеющих право на указанную меру социальной поддержки.
Также в Свердловской области предусмотрена мера социальной поддержки в виде единовременной выплаты в размере 100 тыс. рублей на проведение ремонта жилых помещений, единственными собственниками которых или сособственниками которых являются исключительно дети-сироты, направленная на обеспечение дальнейшего вселения детей в жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, после выпуска из организаций для детей-сирот.
В 2017 году получателями указанной меры социальной поддержки стали 154 человека.
Кроме того, в целях осуществления контроля за сохранностью жилых помещений, принадлежащих детям-сиротам на праве собственности, ведется реестр таких жилых помещений, позволяющий отслеживать меры, принимаемые законным представителем, по управлению имуществом подопечных. Реестр содержит информацию о 942 жилых помещениях и обновляется ежеквартально.
В целях обеспечения сохранности пустующих жилых помещений детей-сирот и исключения задолженности за содержание жилых помещений в соответствии с Законом Саратовской области от 28.12.2007 N 297-ЗСО "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Саратовской области" с 2011 года за счет субвенций из областного бюджета производится оплата за содержание (включая отопление) пустующих жилых помещений детей-сирот, из расчета 28 рублей на 1 в месяц и ремонт пустующих жилых помещений по окончании пребывания детей-сирот в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, из расчета 1500 рублей за 1
.
С 2011 года произведена оплата за содержание 673 жилых помещений детей-сирот, и в 187 жилых помещениях проведены ремонтные работы. За 2017 год - произведена оплата за содержание 86 жилых помещений на общую сумму 712,4 тыс. рублей и в 12 жилых помещениях проведены ремонтные работы на общую сумму 579,6 тыс. рублей.
Для обеспечения сохранности закрепленных жилых помещений правительством Ставропольского края разработан Порядок осуществления текущего и капитального ремонта жилых помещений, принадлежащих детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые являются единственными собственниками жилых помещений, за счет средств бюджета Ставропольского края (утвержден постановлением правительства Ставропольского края от 06.05.2013 N 165-п). Финансовое обеспечение единовременной денежной выплаты осуществляется за счет средств бюджета Ставропольского края. В бюджете края на указанные цели в 2017 году были предусмотрены денежные средств в размере 3 563,63 млн рублей.
Законом Магаданской области от 30.12.2004 N 541-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Магаданской области" предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки детей-сирот в виде единовременной денежной выплаты на ремонт жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, и единовременной денежной выплаты для обустройства жилых помещений в размере 50 000 рублей (предоставляется, в том числе, детям-сиротам, обеспеченным жилыми помещениями по договорам социального найма, а также при возвращении в жилые помещения, собственниками которых они являются, либо в жилые помещения, нанимателями которых по договорам социального найма являются члены их семьи).
Законом Калининградской области от 28.12.2005 N 714 "Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и лицам из их числа предусмотрена мера социальной поддержки по ремонту жилого помещения, принадлежащего им на праве собственности.
В 2017 году за счет средств областного бюджета 16 гражданам из числа детей-сирот оказана мера социальной поддержки в виде проведения ремонта жилых помещений, находящихся в индивидуальной собственности.
В Астраханской области с момента введения аналогичной меры социальной поддержки, начиная с 2012 по 2017 годы, было отремонтировано 44 жилых помещений, в том числе в 2017 году - 1 жилое помещение.
Законом Сахалинской области от 08.12.2010 N 115-ЗО "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Сахалинской области" предусмотрено, что дети-сироты и лица из их числа, являющиеся единственными собственниками жилых помещений на территории Сахалинской области, имеют право на ремонт своего жилого помещения за счет средств областного бюджета в размере стоимости ремонта, но не более 500 000 рублей.
Дети-сироты и лица из их числа, являющиеся сособственниками жилых помещений на территории Сахалинской области, принадлежащих на праве общей собственности исключительно указанным лицам, имеют право на ремонт своего жилого помещения за счет средств областного бюджета в размере стоимости ремонта, но не более 500 000 рублей. Данная выплата назначается одному из сособственников жилого помещения.
В случае наличия у детей-сирот и лиц из их числа двух и более жилых помещений, находящихся в собственности, ремонт производится за счет средств областного бюджета в пределах установленной настоящей частью суммы только одного жилого помещения по их выбору.
Федеральным законом N 159-ФЗ установлено, что детям-сиротам и лицам из их числа органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В целях реализации прав детей-сирот и лиц из их числа на жилое помещение в Псковской области Законом области от 09.01.2015 N 1241-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определено право выбора места предоставления жилья на территории области. Дети-сироты и лица из их числа обеспечиваются жилыми помещениями на территории соответствующего муниципального района или городского округа по их выбору:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона следует читать как "09.01.2013"
1) по месту жительства;
2) по месту первичного выявления;
3) по месту устройства под опеку (попечительство), в приемную семью, в образовательное учреждение, учреждение социального обслуживания населения, иные учреждения на территории области;
4) по месту нахождения профессиональной организации, в которой лицо получило профессиональное образование;
5) по месту трудоустройства по окончании пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, иных организациях, а также по завершении получения профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании срока отбывания наказания в исправительных учреждениях в случае подачи заявления об обеспечении жилым помещением по окончании срока пребывания в указанных учреждениях;
6) по месту нахождения ранее занимаемого жилого помещения при наличии обстоятельств, при котором проживание в ранее занимаемом жилом помещении признается невозможным.
Возможность выбора места обеспечения жильем на территории области способствует закреплению детей-сирот и лиц из их числа на территории области, решению демографической проблемы, а также предотвращает обращения указанных лиц с судебными исками по определению места обеспечения жильем.
В Кировской области установленный региональным законом порядок расширяет возможности лиц из числа детей-сирот в части выбора любого муниципального района Кировской области, а также в части возможности изменений муниципального образования, в том числе на городской округ Кировской области. Независимо от места жительства лиц жилые помещения могут быть предоставлены по месту выявления и первичного учета в качестве ребенка, оставшегося без попечения родителей, либо на территории любого муниципального района области по их выбору. Право на получение жилого помещения в городском округе с целью дальнейшего трудоустройства по месту учебы имеют лица, которые обучаются в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования и проживают на территории городского округа.
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа также предусмотрена возможность предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда автономного округа по договору найма специализированного жилого помещения с согласия детей-сирот на территории иного населенного пункта в границах автономного округа либо на территории другого субъекта РФ в случае отсутствия свободных жилых помещений в специализированном жилищном фонде автономного округа на территории муниципальных образований в автономном округе, являющихся местом жительства детей-сирот, наличия свободных жилых помещений в специализированном жилищном фонде автономного округа на территории других муниципальных образований в автономном округе либо на территории других субъектов РФ.
В Республике Марий Эл с целью совершенствования механизмов включения в список детей-сирот и лиц из их числа и исключения их из списка, а также обеспечения детей-сирот специализированными жилыми помещениями в связи с изменением их места жительства в течение 2015 и 2016 годов внесены изменения в нормативные акты, которые позволили регламентировать вопросы реализации жилищных прав названной выше категории детей по новому месту жительства в пределах Республики Марий Эл, а также предоставлять с согласия детей-сирот специализированные жилые помещения не на территории своего муниципального района, а в прилегающем городском округе.
Решения вопросов предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа во многих субъектах РФ осуществляется комиссионно, функционируют специально созданные организации, деятельность которых направлена# защиту жилищных прав детей-сирот и лиц из их числа.
Например, в целях эффективного механизма взаимодействия с органами местного самоуправления, в 2017 году на базе подведомственного Комитету общего и профессионального образования Ленинградской области ресурсного центра создано структурное подразделение "Региональный методический центр по организации обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа", основной целью которого является информационная поддержка органов местного самоуправления, проверка обоснованности включения в список лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, защита жилищных прав детей Ленинградской области.
С 2013 года в Краснодарском крае осуществляет деятельность государственное учреждение, в полномочия которого входят, в том числе, внесение сведений, обработка, систематизация, обновление и исключение информации о детях-сиротах и лицах из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в государственную информационную систему; обработка, систематизация и анализ информации, связанной с обеспечением в Краснодарском крае детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями.
Для обеспечения целевого и эффективного использования бюджетных средств Краснодарского края, предоставляемых на эти цели, учреждением еженедельно осуществляется сбор и обработка сведений о сроках проведения муниципальными образованиями края конкурсных процедур, ходе строительства объектов, заключения договоров найма специализированных жилых помещений и т.д. По результатам указанной работы формируются отчетные формы и фотоотчеты, содержащие полный и оперативный анализ хода освоения бюджетных средств, предоставленных муниципальным образованиям края.
В г. Москве создана Комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Комиссия). В состав Комиссии входят представители органов исполнительной власти г. Москвы, Уполномоченный по правам ребенка в г. Москве и председатель Общественного совета опекунов, попечителей, приемных родителей г. Москвы. Также функционирует уполномоченная организация, которая осуществляет функции по принятию и проведению экспертизы личных дел детей-сирот на предмет соответствия действующему законодательству с целью последующего включения их в список детей-сирот и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) и дальнейшего рассмотрения на заседании Комиссии вопроса предоставления жилого помещения. Уполномоченная организация также выполняет консультативно-методические функции в части формирования личных дел детей-сирот, разъяснения действующего законодательства, разрабатывает и внедряет методические материалы по вопросам защиты прав и законных интересов детей-сирот.
Положительным опытом является осуществление ежегодного мониторинга уполномоченными органами в сфере опеки, попечительства и патронажа совместно с уполномоченной организацией информации и сведений, являющихся основаниями для включения детей-сирот в список или исключения их из списка.
В Камчатском крае также создана комиссия по формированию списка, в состав которой входят представители Министерства образования и молодежной политики Камчатского края, Законодательного собрания Камчатского края, органов опеки и попечительства над несовершеннолетними, Уполномоченный по правам ребенка в Камчатском крае. На заседаниях комиссии также присутствуют представители прокуратуры Камчатского края. Комиссией принимается решение о включении (отказе во включении) ребенка-сироты в список, изменении года либо места предоставления жилого помещения, а также решение об исключении граждан из списка.
Положительным опытом по организации работы по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в г. Москве является утверждение Плана обеспечения жилыми помещениями детей-сирот на календарный год (далее - План), в который на основании личного заявления включаются дети-сироты, достигшие возраста 17 лет, а также лица из числа детей-сирот. Формирование Плана позволяет своевременно осуществить мероприятия по подбору необходимого объема жилой площади для своевременного предоставления детям-сиротам по достижению ими возраста 18 лет.
Аналогичный план формируется и в Камчатском крае, что способствует повышению эффективности планирования бюджетных средств на приобретение жилых помещений в регионе.
Формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа в субъектах РФ осуществляется различными способами. В основном жилые помещения приобретаются на первичном и вторичном рынке, а также путем участия в долевом строительстве.
Приоритетным является предоставление детям-сиротам и лицам из их числа вновь построенных жилых помещений в населенных пунктах с развитой инфраструктурой (транспортная доступность, наличие социальных учреждений и организаций - больницы, школы, детские сады, производственные предприятия, организации досуга и отдыха), обеспечивающей социализацию граждан из числа детей-сирот, поиск работы, проживание с детьми.
Для организации надлежащей системы контроля за состоянием строящихся и передаваемых детям-сиротам жилых помещений в субъектах РФ функционируют межведомственные комиссии по приемке и обследованию жилых помещений специализированного жилищного фонда. Осмотр и проверка жилых помещений осуществляются на этапе приобретения жилых помещений и в процессе проживания в них детей-сирот и лиц из их числа.
В целях обеспечения гарантий высокого качества жилых помещений в Омской области подписанию актов приема-передачи жилых помещений, приобретаемых Минимуществом области для последующего предоставления лицам из числа детей-сирот, в обязательном порядке предшествует осмотр, который осуществляется специалистами казенного учреждения Омской области "Центр учета и содержания собственности Омской области", итоги которого оформляются актами осмотра жилых помещений. В случае необходимости к осмотру привлекаются специалисты пожарного надзора, Главное управление государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области и иных уполномоченных организаций.
В Алтайском крае функция по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа переданы краевому государственному казенному учреждению "Региональное жилищное управление".
В целях осуществления проверки контроля качества состояния жилых помещений, приобретаемых в собственность Алтайского края для последующего предоставления детям-сиротам и лицам из их числа приказами Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (далее - Минстройтранс) от 06.06.2017 N 311, от 15.06.2017 N 318 утвержден порядок и создана комиссия по оценке качества жилых помещений, в которую входят представители Минстройтранса, Государственной инспекции Алтайского края, органа местного самоуправления, на территории которого приобретается жилое помещение, технического отдела КГКУ "Региональное жилищное управление", Общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию".
По итогам проведения оценки состояния приобретаемых жилых помещений комиссия составляет акт о состоянии жилого помещения, который подписывается всеми членами комиссии. Акт составляется в 2 экземплярах, по одному для поставщика и КГКУ "Региональное жилищное управление".
Все закупки на поставку жилых помещений, проводимые КГКУ "Региональное жилищное управление", оцениваются межведомственной рабочей группой на предмет обоснованности (постановление правительства Алтайского края от 29.09.2017 N 324 "О некоторых постановлениях администрации Алтайского края", распоряжение правительства Алтайского края от 08.08.2017 N 274-р).
Распоряжением Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области (далее - Департамент) от 10.04.2017 N 156-р создана межведомственная комиссия по обследованию жилых помещений, приобретаемых в государственную собственность Курганской области, которая в рамках заседаний и осуществления выезда принимает решения о соответствии или несоответствии жилого помещения требованиям, связанным с обеспечением благоприятных и безопасных условий проживания, надлежащего содержания жилых помещений, определения их санитарного и технического состояния. Приказом Департамента от 29.06.2017 N 87-од утверждено Положение о приемке жилых помещений, приобретаемых для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым определен порядок и сроки приемки жилых помещений, а также порядок и сроки оформления результатов такой приемки, которые должны быть установлены в государственном контракте. По результатам осмотра жилого помещения и работы межведомственной комиссии Департамент проводит экспертизу результатов, предусмотренных государственным контрактом. По результатам экспертизы оформляется заключение о соответствии либо несоответствии жилого помещения требованиям, установленным государственным контрактом.
В соответствии с распоряжением правительства Еврейской автономной области от 26.04.2017 N 104-рп "О создании рабочей группы по распределению жилых помещений специализированного жилищного фонда Еврейской автономной области в соответствии с законом Еврейской автономной области от 25.01.2013 N 228-03 "О некоторых вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Еврейской автономной области" в целях коллегиального принятия решений, всестороннего и объективного рассмотрения социально значимого вопроса предоставления жилья, а также реализации инструментов проектного управления в субъекте создан "проектный офис" - рабочая группа по распределению жилья, приобретенного для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Возглавляет рабочую группу заместитель председателя правительства Еврейской автономной области по социальной политике, также в ее состав входят представители органов исполнительной власти области, курирующие вопросы приобретения, предоставления жилых помещений, ведения списка детей-сирот и лиц из их числа, Уполномоченный по правам ребенка в Еврейской автономной области, Уполномоченный по правам человека в Еврейской автономной области, сопредседатель регионального общероссийского народного фронта в области, представитель Законодательного собрания Еврейской автономной области и другие.
Областная комиссия по приемке в эксплуатацию жилых помещений, приобретаемых муниципальными образованиями на первичном и вторичном рынке жилья для детей-сирот и лиц из их числа функционирует также и в Брянской области.
В Московской области органами опеки и попечительства совместно с представителями органов местного самоуправления муниципальных образований проводится комиссионное обследование жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам. По результатам проверок готовятся акты обследования степени готовности к заселению жилых помещений, осуществляется контроль качества предоставляемых жилых помещений. Также в адрес руководителей муниципальных образований Московской области ежегодно направляются письма с рекомендациями по критериям подбора жилых помещений, по качеству и месту расположения приобретаемых жилых помещений. К жилыми помещениями, которые предоставляются детям-сиротам в Московской области, рекомендовано относить квартиры в домах-новостройках либо в домах последних лет постройки с низким процентом износа, улучшенной планировки, соответствующие техническим и санитарным нормам и правилам. К месту расположения жилых помещений - наличие развитой инфраструктуры, дошкольных, школьных образовательных и медицинских учреждений, возможность трудоустройства.
В Пензенской области в 2013 году впервые был задействован механизм приобретения жилья для детей-сирот и лиц из их числа в рассрочку на 3 года.
С целью реализации указанного механизма в 2013 году проведена активная работа по привлечению строительных организаций региона для строительства жилья для детей-сирот и лиц из их числа за счет собственных оборотных средств с последующим выкупом государством указанных жилых помещений в рассрочку.
Используя указанный механизм, в 2013 году в Пензенской области осуществлялось строительство 584 жилых помещений (вместо 186, на приобретение которых были предусмотрены средства в бюджете Пензенской области и федеральном бюджете на 2013 год). 189 жилых помещений были введены в эксплуатацию и предоставлены детям-сиротам уже в 2013 году, 395 жилых помещений - в первом полугодии 2014 года.
Всего в 2013-2014 годах детям-сиротам и лицам из их числа в Пензенской области было предоставлено 661 жилое помещение (в 2013 г. - 252 жилых помещения; в 2014 г. - 409 жилых помещений).
Учитывая успешный опыт приобретения жилья в рассрочку в 2013 году, в последующие годы было принято решение также использовать механизм приобретения жилья для детей-сирот с рассрочкой оплаты.
В качестве положительного опыта необходимо отметить инициативу правительства Калининградской области. В 2015 году были внесены изменения в Федеральный закон от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", которыми предусмотрено, что субъекты РФ вправе в 2015 году использовать невостребованные жилые помещения, построенные (приобретенные) за счет субвенций из федерального бюджета, предоставленных бюджетам субъектов РФ на осуществление полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, в целях обеспечения жильем детей-сирот. Данная норма позволила обеспечить жилыми помещениями 435 человек из категории детей-сирот с учетом состава семьи. Предоставление жилья разрешило проблему нуждаемости в дальнейшем расширении жилого помещения в связи с обеспеченностью менее учетной нормы, приходящейся на каждого члена семьи лица из числа детей-сирот.
Губернатором Волгоградской области было принято решение о формировании маневренного фонда за счет невостребованных военнослужащими жилых помещений. В октябре 2015 года принят Закон Волгоградской области N 166-ОД "О реализации на территории Волгоградской области положений абзаца четвертого подпункта "г" пункта 14 статьи 1 Федерального закона от 20.04.2015 N 93-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и внесении изменения в статью 1 Закона Волгоградской области от 05.02.2013 N 5-ОД "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области".
Так, первые жилые помещения маневренного фонда появились в виде 424 комнат в 155 квартирах в жилом комплексе "Родниковая долина" в областном центре - Волгоград. Для обеспечения правопорядка в "Родниковой долине" при поддержке правоохранительных органов создан дополнительный участковый пункт полиции, работает комендант, который на месте решает проблемные вопросы детей-сирот и лиц из их числа, органами опеки и попечительства проводятся рейды и другие профилактические мероприятия.
Комнаты маневренного фонда предоставляются детям-сиротам и лицам из их числа для временного проживания с регистрацией по месту пребывания до получения благоустроенных квартир специализированного жилищного фонда.
Для решения жилищной проблемы в 2017 году региональный маневренный фонд пополнен еще на 105 комнат за счет реконструкции бывшего здания общежития в Волгограде, которая была произведена исключительно за счет средств бюджета области. Затраты на реконструкцию составили 30,3 млн рублей.
Содержание и эксплуатация указанного жилищного фонда осуществляется также за счет региональных средств.
Принятые в Волгоградской области меры позволили в период с 2015 года по настоящее время обеспечить временным жильем 500 человек из числа детей-сирот.
В 2018 году планируется дальнейшее пополнение регионального маневренного фонда.
В Новгородской области также осуществляется включение жилых помещений в муниципальный специализированный жилищный фонд с отнесением к жилым помещениям маневренного фонда в целях использования для временного проживания детей-сирот на период до предоставления им в установленном порядке жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Наличие маневренного фонда позволяет снизить социальную напряженность в вопросе обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа.
По информации Департамента капитального строительства города Севастополя, в настоящее время подготовлен проект закона города Севастополя "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя", которым предлагается установить возможность предоставления жилых помещений маневренного фонда детям-сиротам и лицам из их числа в случаях, установленных законодательством города Севастополя.
Согласно постановлению правительства Республики Бурятия от 22.09.2010 N 408 "О порядке участия исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия и организаций социального обслуживания населения во взаимоотношениях с гражданами по предоставлению социальных услуг по договорам пожизненного содержания с иждивением" с пожилыми гражданами заключается договор пожизненного содержания с иждивением, жилое помещение, принадлежащее получателям ренты, оформляется в собственность Республики Бурятия.
В соответствии с постановлением правительства Республики Бурятия от 31.03.2005 N 102 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицам из числа детей-сирот временно предоставляются жилые помещения, находящиеся в собственности Республики Бурятия на основании договора пожизненного содержания с иждивением и закрепленные на праве оперативного управления за Государственным бюджетным учреждением Республики Бурятия "Республиканский ресурсный центр "Семья". В настоящее время в Республике Бурятия 15 квартир предоставлены гражданам из числа детей-сирот по договорам безвозмездного пользования для временного проживания.
В случае отсутствия свободных жилых помещений в специализированном жилищном фонде, на период до предоставления в установленном порядке жилых помещений, в Республике Адыгея дети-сироты и лица из их числа обеспечиваются временным жильем в благоустроенных жилых помещениях.
В Ивановской области в 2017 году органами местного самоуправления детям-сиротам и лицам из их числа предоставлено 24 временных жилых помещений (в 2016 г. - 11). Активно используется ресурс социальных гостиниц, расположенных на базе 6 организаций для детей-сирот и 3 профессиональных образовательных организаций, в которых лицам из числа детей-сирот в возрасте до 23 лет предоставляется возможность временного проживания сроком до 3 месяцев, В настоящее время общее число мест в социальных гостиницах составляет 63 единицы. В 2017 году услугами социальных гостиниц воспользовались 116 человек (2016 г. - 112 чел.)
В Ставропольском крае с целью поддержки лиц из числа детей-сирот функционируют 7 социальных гостиниц на 65 мест для выпускников, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся во временном жилье до обеспечения их благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Во всех социальных гостиницах разработаны и реализуются программы, направленные на постинтернатную адаптацию выпускников, определены модели и разработаны индивидуальные планы, направленные на выход из трудной жизненной ситуации, и дальнейшее сопровождение по их подготовке к самостоятельной и семейной жизни. Для успешной социальной адаптации выпускников в начальный период их самостоятельной жизни им оказывается персонализированное сопровождение. Кроме того, службы, созданные при социальных гостиницах, оказывают содействие в трудоустройстве лицам из числа детей-сирот, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и ожидающим предоставления жилья.
В Ставропольском крае также применяется практика наставничества, когда у выпускников организаций для детей-сирот появляется старший товарищ из числа родственников или знакомых, или просто значимый взрослый, на общественных началах осуществляющий над ним шефство, принимающий активное участие в их судьбах. Наставники поддерживают новичков, в том числе после обеспечения их жилыми помещениями, способствуют созданию максимально комфортной среды проживания в период их адаптации к новой взрослой жизни.
В Волгоградской области создан региональный банк данных из 4147 выпускников образовательных организаций для детей-сирот для обеспечения условий по их успешной социальной адаптации, эффективной самореализации и учета жизнеустройства.
На базе 14 образовательных организаций, в том числе для детей-сирот, действуют службы социальной (постинтернатной) адаптации выпускников организаций для детей-сирот.
Формированию активной гражданской позиции выпускников организаций для детей-сирот, содействию развитию их социальной зрелости, самостоятельности, созданию условий для позитивной успешной социализации и самореализации, защиты их прав и законных интересов помогает созданный региональный совет выпускников детских домов Волгоградской области "Парус". К работе по социальной адаптации и постинтернатному сопровождению детей-сирот и лиц из их числа привлечены волонтеры - студенты факультета "Социальная педагогика" ГБОУ высшего профессионального образования "Волгоградский государственный социально-педагогический университет".
При невозможности своевременного обеспечения детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями специализированного жилищного фонда устанавливается ежемесячная компенсация оплаты найма (поднайма) жилого помещения (далее - компенсация).
Пример: в соответствии с Законом Хабаровского края от 25.04.2007 N 119 "О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с 1 января 2014 г. в крае детям-сиротам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, но не обеспеченным ими, предоставляется компенсация.
Компенсация назначается за наем (поднаем) одного отдельного жилого помещения, расположенного на территории Хабаровского края, в размере, установленном договором найма (поднайма) жилого помещения и непревышающем:
- в городских округах "Город Хабаровск" и "Город Комсомольск-на-Амуре" - 10 000 рублей;
- в административных центрах муниципальных районов - 5000 рублей;
- в других сельских поселениях и населенных пунктах - 2700 рублей.
В 2014 году ежемесячную компенсацию получали 876 детей-сирот и лиц из их числа, на указанные цели было направлено 45,7 млн рублей. В 2015 году на выплату компенсаций 914 детям-сиротам было направлено 86,5 млн рублей, в 2016 году - 93,9 млн рублей, ежемесячную компенсацию получали 1224 человека, в 2017 году - 118,8 млн рублей, ежемесячная компенсация выплачивалась 1380 гражданам.
В Тюменской области для детей-сирот и лиц из их числа предусмотрена дополнительная мера социальной поддержки в форме возмещения расходов по найму жилья, предоставляемая детям (лицам) до момента фактического обеспечения жилым помещением, в пределах средней рыночной стоимости найма жилого помещения, с учетом членов семьи.
Объем возмещения расходов в месяц установлен по каждому муниципальному образованию Тюменской области дифференцированно.
Выбор жилого помещения для найма детьми-сиротами и лицами из их числа осуществляется самостоятельно в соответствии с личными требованиями к комфорту, благоустройству и месту расположения. В 2017 году в Тюменской области данной мерой социальной поддержки воспользовалось 512 граждан.
Аналогичные меры социальной поддержки предоставляются в том числе в Ненецком автономном округе, Воронежской, Вологодской, Владимирской, Ульяновской, Псковской, Тульской, Тюменской областях.
В рамках организации деятельности в сфере обеспечения детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями важной составляющей является информационная поддержка и сопровождение детей-сирот и лиц из их числа.
Пример. Специалистами управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области при заселении жилых помещений специализированного жилищного фонда организуются встречи с будущими новоселами, на которой нанимателям разъясняют положения нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот, права и обязанности наймодателя и нанимателя, определяют взаимодействие сторон. Далее представителями управления кандидатам организуется выезд по адресу жилого объекта с целью определения приоритета в отношении этажности, планировки квартиры. Затем оформляется договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда и вручаются ключи от квартиры в торжественной обстановке руководителями региона.
Для нанимателей каждого жилого дома разработана Памятка с указанием адреса и контактного телефона всех учреждений, которые задействованы в жизнеобеспечении конкретной территории. В день заселения жилых объектов представители управления находятся на объектах и встречают новоселов с целью оперативного решения возникающих вопросов.
В Астраханской области в отношении детей-сирот и лиц из их числа, получивших жилые помещения, организовано сопровождение с учетом их проблемной ситуации.
В Курской области в течение десяти лет в рамках областного благотворительного марафона "Мир детства" оказывается адресная социальная помощь семьям лиц из числа детей-сирот, имеющих детей, на благоустройство предоставленных им квартир. Так, за указанный период такую помощь получили 75 семей на общую сумму 1,74 млн рублей. Данная помощь имеет весомое значение для таких семей и значительно способствует социальной адаптации лиц из числа детей-сирот.
Специалистами органов местного самоуправления Республики Карелия разработаны памятки для детей-сирот и лиц из их числа, получивших в пользование жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Указанные памятки содержат выдержки из Жилищного кодекса Российской Федерации по вопросам пользования имуществом в многоквартирном доме, внесения оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, оформления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в порядке на условиях, установленных статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Разработка указанных печатных изданий позволяет повысить адаптацию лиц из числа детей-сирот к самостоятельной жизни, повысить их социальную ответственность, обеспечить ими исполнение обязанностей по договору найма специализированного жилого помещения, тем самым минимизировав обстоятельства, свидетельствующие о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, при которых договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок.
Кроме того, в настоящее время актуальным является вопрос осуществления в субъектах Российской Федерации контроля за жилыми помещениями, предоставленными детям-сиротам и лицам из их числа, поскольку начиная с 2018 году истекает срок действия первых заключенных договоров найма специализированных жилых помещений, и уполномоченными органами власти будут приниматься решения о заключении в отношении предоставленных жилых помещений договоров социального найма либо приниматься решения об оказании нанимателям мер поддержки в преодолении трудной жизненной ситуации и заключении повторно договоров найма специализированного жилого помещения.
В Свердловской области контроль за состоянием жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа осуществляется государственным казенным учреждением "Фонд жилищного строительства" (далее - фонд), которым не менее 2 раз в год осуществляются проверки жилых помещений, предоставленных детям-сиротам и лицам из их числа. По результатам проверок, при выявлении лиц, которым необходимо оказание содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, фонд информирует управление социальной политики в целях организации социального обслуживания или социального сопровождения указанных лиц, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и Законом Свердловской области от 03.12.2014 N 108-ОЗ "О социальном обслуживании граждан в Свердловской области".
В Тамбовской области с целью осуществления контроля за использованием жилых помещений управлением организована деятельность по данному направлению подведомственных учреждений социального обслуживания на территории всей области: составлен реестр жилых объектов по каждой территории; создана комиссия по обследованию жилых помещений, утверждены ее состав, Положение, форма акта обследования жилого помещения, форма карточки учета. Все документы на территории области приведены к единообразию. Сформированы паспорта на все жилые объекты. Все жилые помещения систематически обследуются.
Постановлением правительства Москвы от 14.07.2015 N 430-ПП предусмотрено осуществление уполномоченной организацией совместно с Департаментом городского имущества города Москвы в течение срока действия договора найма специализированного жилого помещения контроля за использованием и сохранностью детьми-сиротами и лицами из их числа жилых помещений, предоставленных им по договорам найма специализированного жилого помещения. Мониторинг целевого использования жилых помещений на протяжении срока действия договоров, позволяет по истечении срока действия договора принять объективное решение о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый срок, либо о заключении договора социального найма жилого помещения.
Информация, представленная субъектами РФ, о положительном опыте по решению жилищного вопроса детей-сирот и лиц из их числа позволяет обобщить следующие позитивные практики, применяемые в субъектах РФ:
- широкое информирование уполномоченными органами власти посредством сети "Интернет", а также других источников, граждан о праве детей-сирот и лиц из их числа на получение жилых помещениях, условиях и порядке предоставления жилых помещений, что обеспечивает доступность и адресность информации для указанной категории граждан и позволяет им своевременно реализовать и защитить свои права;
- планирование уполномоченными органами власти субъектов Российской Федерации деятельности по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа, включая составление ежегодных планов, обеспечивающих проведение подготовительных мероприятий по своевременному жилищному обеспечению детей-сирот с учетом их возраста и наступления права на получение жилья, включая учет таких обстоятельств, как обучение в образовательной организации, прохождение военной службы, проживание в организации для детей-сирот до 23-летнего возраста и др.;
- строительство новых благоустроенных жилых помещений для формирования специализированного, в последующем социального, жилищного фонда, либо приобретение жилых помещений на первичном рынке (новые жилые помещения) в населенных пунктах с развитой инфраструктурой (транспортная доступность, наличие социальных, медицинских, образовательных организаций - больницы, школы, детские сады, организации досуга и отдыха, близкое расположение производственных организаций и предприятий, создающих рабочие места в населенном пункте), что обеспечивает полноценное включение лиц из числа детей-сирот в социальную среду, создает все необходимые условия для социализации граждан, включая поиск работы, проживание с детьми и т.п.;
- планирование сроков долевого строительства жилья для специализированного жилищного фонда с учетом времени наступления оснований для предоставления жилых помещений гражданам, обеспечение контроля за соблюдением указанных сроков, что позволяет уполномоченным органам власти субъектов РФ использовать и такой способ приобретения жилых помещений, как долевое участие в строительстве, в котором публичные образования выступают заказчиками строительства;
- строительство малоэтажных жилых домов с бесплатным представлением земельных участков, необходимых для эксплуатации и использования индивидуального дома;
- обеспечение жилыми помещениями в одном многоквартирном доме смешанного состава граждан, относящихся к разным социальным категориям (молодые семьи, малоимущие, граждане, переселяемые из аварийного жилищного фонда), включая детей-сирот, лиц из их числа, что позволяет создавать разные технико-планировочные решения, более привлекательные при создании домов организациями-застройщиками, комплексно развивать инфраструктуру населенных пунктов, обеспечивать социализированный тип проживания детей-сирот в таких домах и полноценную их включенность в социальную среду, исключать изолированное (анклавное) поселение в одном многоквартирном доме только детей-сирот и лиц из их числа;
- ремонт и приведение в соответствие с требованиями к специализированным жилым помещениям для использования их детьми-сиротами жилых помещений вторичного жилищного фонда, который уже был в эксплуатации и пользовании до предоставления жилых помещений детям-сиротам, лицам из их числа;
- обеспечение регулярного контроля качества предоставленных жилых помещений, в том числе в пределах гарантийного срока (при строительстве новых жилых помещений), степени износа вторичного фонда, исполнения в отношении вторичного жилищного фонда программы капитального ремонта, включения дома в такую программу и т.п.;
- организация регулярного обмена (например, ежемесячного, ежеквартального) информацией между уполномоченными органами по исполнению судебных решений о предоставлении жилых помещений (служба судебных приставов) и органами, ответственными за строительство (приобретение) жилых помещений специализированного жилищного фонда в субъекте РФ, а также органами, обеспечивающими финансирование указанного обязательства с целью оперативного планирования средств, источников и объемов финансирования мероприятий по исполнению решений судов о предоставлении жилых помещений;
- закрепление и финансирование компенсации за наем временного жилого помещения в случае несвоевременного предоставления лицам из числа детей-сирот жилых помещений специализированного жилищного фонда (как временная мера на переходный к плановому жилищному обеспечению период);
- формирование маневренного жилищного фонда для временного обеспечения детей-сирот и лиц из их числа до предоставления жилых помещений по договорам специализированного найма (как временная мера на переходный к плановому жилищному обеспечению период);
- принятие действенных и своевременных мер по сохранению жилых помещений, права на которые имеются у детей-сирот, что ведет к сокращению случаев установления невозможности проживания в таких жилых помещениях. В частности, к таким мерам относятся: закрепление на уровне субъекта РФ дополнительных гарантий финансирования ремонта жилых помещений, приведения их в надлежащее для проживания состояние, освобождение ребенка от платы за наем, за ремонт и содержание жилого помещения, коммунальные услуги и т.п.; разработка регламентов по предотвращению совершения сделок, иных действий в отношении сохраняемого жилого помещения (обмена без учета интересов ребенка, вселения иных лиц, приватизации без соблюдения права ребенка и др.), либо совершению в необходимых случаях принудительного обмена жилых помещений, выселения лиц, незаконного пользующихся жилым помещением, родителей, лишенных родительских прав и др.;
- организация системы сопровождения лиц из числа детей-сирот, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам специализированного найма с целью повышения ответственности нанимателей, социальной адаптации указанных лиц, контроля за надлежащим использовании жилых помещений. Система сопровождения включает определение уполномоченного в субъекте РФ органа по сопровождению, составление индивидуальной программы сопровождения, разработку форм актов обследования жилищных условий, закрепление за нанимателями специалистов по содействию в оказании необходимой помощи (психологической, социальной, медицинской, правовой, педагогической и др.);
- организация межведомственного взаимодействия по вопросам сопровождения нанимателя и контроля за соблюдением им обязанностей по договору найма в целях принятия объективных решений, привлечения нанимателя к ответственности либо оказания ему мер содействия и сопровождения;
- обеспечение контроля за соблюдением нанимателями своих обязанностей по договору найма, надлежащему использованию жилых помещений с целью недопущения разрушения и порчи жилых помещений, незаконного вселения иных лиц, использования жилых помещений не по назначению, включая организацию проверок, вынесение предупреждений об устранении нарушений, разъяснение последствий нарушений.
<< Назад |
||
Содержание Письмо Министерства образования и науки РФ от 13 апреля 2018 г. N ТС-1044/07 "О направлении информации о лучшем опыте... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.