Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 апреля 2018 г. N 85-АПГ18-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Лишутина Бориса Юрьевича об оспаривании решения Районного Совета муниципального района "Износковский район" Калужской области от 22 декабря 2009 г. N 267 "Об утверждении схемы территориального планирования муниципального района" в редакции решения Районного Совета муниципального района "Износковский район" Калужской области от 6 апреля 2017 г. N 81 "О внесении изменений в схему территориального планирования муниципального района "Износковский район" по апелляционной жалобе Лишутина Бориса Юрьевича на решение Калужского областного суда от 24 января 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., возражения представителя администрации муниципального района "Износковский район", главы муниципального района "Износковский район", администрации муниципального образования сельского поселения "Деревня Михали", Районного Совета муниципального района "Износковский район" по доверенности Титова Е.А., полагавшего, что апелляционная жалоба административного истца не подлежит удовлетворению, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агбашяна К.И., полагавшего, что решение суда не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
решением Районного Совета муниципального района "Износковский район" Калужской области от 6 апреля 2017 г. N 81 "О внесении изменений в схему территориального планирования муниципального района "Износковский район" (далее - Решение N 81) внесены дополнения в пункт 2 раздела 8 "Результаты комплексного градостроительного анализа территории Износковского района" тома 2 Схемы территориального планирования муниципального района "Износковский район" (далее также - СТП МР "Износковский район"). В частности, в указанный раздел включена таблица "Планируемый перевод земель из категории "земли населенных пунктов" в категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
Согласно указанной таблице и примечанию к ней во избежание анклавов предполагается перевод в 2017 г. земельных участков с кадастровыми номерами _ в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (11,45 га несформированных земельных участков в дер. Михали и 0,2 га из земель населенных пунктов), а также указывается общая площадь земельных участков, находящихся в Износковском районе, планируемых к переводу в земли указанной категории в 2017 г.
Лишутин Борис Юрьевич обратился в Калужский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточненных требований просил признать незаконным и не действующим пункт 2 раздела 8 "Результаты комплексного градостроительного анализа территории Износковского района" тома 2 Схемы территориального планирования муниципального района "Износковский район" в части дополнения его Решением N 81 названной таблицей.
Административный истец, являющийся жителем дер. ... района ... области, полагает, что оспариваемые изменения внесены с нарушением требований пункта 4 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ), статьи 11 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ), пунктов 3, 4 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ). Также Лишутин Б.Ю. указывает, что Решение N 81 принято без учета мнения жителей названного населенного пункта, перевод земель осуществляется в целях строительства полигона твердых бытовых отходов, что нарушает его права на благоприятную экологическую обстановку в месте проживания.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункта 4 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации" имеется в виду "пункта 4 ч. 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации"
Решением Калужского областного суда от 24 января 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Лишутин Б.Ю., ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить судебный акт и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы указывает, что суд не принял во внимание, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта административным ответчиком не соблюден порядок и процедура перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.
К вопросам местного значения муниципального района относятся утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд (подпункт 15 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Схема территориального планирования муниципального района относится к документам территориального планирования муниципальных образований (статья 18 ГрК РФ), подготовка и утверждение которых относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности (пункт 1 части 2 статьи 8 ГрК РФ).
Согласно части 1 статьи 20 ГрК РФ схема территориального планирования муниципального района, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района.
С учетом указанных нормативных положений федерального законодательства положений ГрК РФ, пункта 15 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также статьи 24 Устава муниципального района "Износковский район" суд первой инстанции сделал правомерный вывод, что Решение N 81 принято уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий и надлежащим образом доведено до всеобщего сведения в соответствии со статьей 7 Устава муниципального района "Износковский район".
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации этих документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (части 2 и 3 статьи 18 ГрК РФ).
Исследовав представленные в дело материалы, проанализировав нормы статей 18-20 ГрК РФ, постановления Правительства Калужской области от 7 марта 2008 г. N 92 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения проектов документов территориального планирования и подготовки заключений на них", Порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 21 июля 2016 г. N 460, и установив правильность их применения, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о соблюдении порядка и процедуры принятия Решения N 81.
Доводов, опровергающих данный вывод, апелляционная жалоба не содержит.
Схема территориального планирования муниципального района является документом, отражающим сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения муниципального района, их основные характеристики, их местоположение, а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; параметры функциональных зон, установленных на межселенных территориях, в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов), а также сведения о планируемых для размещения в указанных зонах объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения (статья 19 ГрК РФ).
Вопреки доводам апелляционной жалобы схема территориального планирования муниципального района сама по себе не решает вопросов перевода земель из одной категории в другую. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и предусматривает ряд самостоятельных последовательных процедур.
Проверка соблюдения порядка и процедуры перевода земель в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, на что фактически направлены доводы апелляционной жалобы, не входит в предмет рассмотрения дела в порядке абстрактного нормоконтроля.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, аналогичны позиции заявителя, изложенной при рассмотрении дела в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, решение суда является законным и обоснованным.
Основания для отмены решения суда в апелляционном порядке, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Калужского областного суда от 24 января 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Лишутина Бориса Юрьевича без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 апреля 2018 г. N 85-АПГ18-5
Текст определения официально опубликован не был