Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 31 мая 2018 г. N 72-АПГ18-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Карат" о признании недействующим пункта 6 приложения к решению Думы городского округа "Город Чита" от 21 мая 2015 г. N 76 "Об установлении Порядка определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности городского округа "Г ород Чита" и предоставленные в аренду без торгов", в редакции, действовавшей в период с 28 мая по 31 декабря 2015 г., по апелляционной жалобе Думы городского округа "Город Чита" на решение Забайкальского краевого суда от 19 февраля 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
общество с ограниченной ответственностью "Карат" (далее - ООО "Карат") обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 6 приложения к решению Думы городского округа "Город Чита" от 21 мая 2015 г. N 76 "Об установлении Порядка определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности городского округа "Город Чита" и предоставленные в аренду без торгов", в редакции, действовавшей в период с 28 мая по 31 декабря 2015 г.
ООО "Карат" на основании договора аренды земельного участка от 22 декабря 2010 г. N 82/10, заключенного с Администрацией городского округа "Город Чита", до 18 января 2016 г. являлось арендатором земельного участка с кадастровым номером 75:32:040944:15, расположенным по адресу: г. Чита, ул. Тобольская, д. 1.
По мнению административного истца, оспариваемая норма не соответствует пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся с государственной и муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", поскольку нарушает принцип экономической обоснованности.
Решением Забайкальского краевого суда от 19 февраля 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Дума городского округа "Город Чита" обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права, регулирующих данные правоотношения, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ООО "Карат" и прокуратурой Забайкальского края представлены возражения.
В судебное заседание представители ООО "Карат", Думы городского округа "Город Чита", прокуратуры Забайкальского края, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные с апелляционной жалобе, возражениях на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса, если иное не установлено Земельным кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Думой городского округа "Город Чита" 31 мая 2015 г. принято решение N 76 "Об установлении Порядка определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности городского округа "Город Чита" и предоставленные в аренду без торгов".
Согласно пункту 6 указанного Порядка арендная плата за земельный участок, на котором расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, рассчитывается как произведение кадастровой стоимости земельного участка и выраженной в процентах ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка, по установленной формуле.
Решением Думы городского округа "Город Чита" от 26 декабря 2016 г. N 200 указанный пункт изложен в новой редакции, согласно которой размер годовой арендной платы за земельные участки, определяется исходя из размера кадастровой стоимости земельного участка, расчетного коэффициента, учитывающего вид разрешенного использования земельного участка, и корректирующего коэффициента. Названные изменения вступили в силу на следующий день после дня официального опубликования решения, их действие распространено на правоотношения, возникшие с 01 января 2016 г.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что применение установленной формулы при расчете арендной платы противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление. N 582).
К числу таких принципов, содержащихся в постановлении N 582, относится, в том числе принцип экономической обоснованности, который предусматривает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Каких-либо доказательств того, что административным органом определялась доходность земельного участка с учетом его местоположения, наличия транспортной, коммунальной инфраструктуры, материалы дела не содержат, отчет определения рыночной стоимости земельных участков отсутствует, а сама по себе кадастровая стоимость земельного участка не отражает его доходность.
Применение при расчете итоговой величины размера арендной платы ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации также не соответствует соблюдению принципа экономической обоснованности, поскольку ставка рефинансирования, является инструментом кредитно-денежной политики банка и не может служить экономическим критерием в сфере земельно-имущественных отношений.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Забайкальского краевого суда от 19 февраля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Думы городского округа "Город Чита" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 31 мая 2018 г. N 72-АПГ18-7
Текст определения официально опубликован не был