Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 мая 2018 г. N 55-АПГ18-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "СУЭК-Хакасия" о признании не действующим в части решения Совета депутатов Усть-Абаканского района от 23 марта 2017 г. N 40 "Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район"
по апелляционной жалобе Совета депутатов Усть-Абаканского района на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 1 февраля 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью "СУЭК-Хакасия" Барсукова А.С., Барахович Н.Я., Ильина П.А., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
решением Совета депутатов Усть-Абаканского района от 23 марта 2017 г. N 40 "Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район" (далее также - Решение N 40) установлены величины коэффициентов вида разрешенного использования земельных участков, в том числе из земель промышленности. Для четвертой группы, включающей земельные участки для разработки полезных ископаемых, предоставляемые организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель; земельные участки для размещения воздушных линий электропередачи, наземных сооружений кабельных линий электропередачи, подстанций, распределительных пунктов, других сооружений и объектов энергетики; земельные участки для размещения железнодорожных путей; земельные участки для размещения автомобильных дорог, их конструктивных элементов и дорожных сооружений; земельные участки для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов, установлен коэффициент 2,62.
Общество с ограниченной ответственностью "СУЭК-Хакасия" (далее также - ООО "СУЭК-Хакасия", Общество), являющееся арендатором расположенных в Усть-Абаканском районе земельных участков с видами разрешенного использования, соответствующими вышеперечисленным, обратилось в Верховный Суд Республики Хакасия с административным исковым заявлением о признании Решения N 40 не действующим в части установления размера указанного коэффициента.
Требования мотивированы тем, что начисляемый с применением оспариваемого коэффициента размер арендной платы значительно превышает размер арендной платы, установленный для аналогичных земельных участков, находящихся в федеральной собственности, носит дискриминационный характер, ограничивает экономические интересы Общества, что противоречит требованиям статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и не согласуется с принципом экономической обоснованности, закрепленным в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее также - постановление Правительства РФ N 582). Кроме того, по мнению административного истца, утверждение оспариваемого коэффициента не относится к компетенции Совета депутатов Усть-Абаканского района.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 1 февраля 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено: Решение N 40 признано не действующим с момента принятия в части утверждения коэффициента вида разрешенного использования в размере 2,62 для земельных участков для разработки полезных ископаемых, предоставляемых организациям горнодобывающей, нефтегазовой промышленности после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель; земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи, наземных сооружений кабельных линий электропередачи, подстанций, распределительных пунктов, других сооружений и объектов энергетики; земельных участков для размещения железнодорожных путей; земельных участков для размещения автомобильных дорог, их конструктивных элементов и дорожных сооружений; земельных участков для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов, установленного в таблице "Величины коэффициентов вида разрешенного использования земельных участков из земель промышленности", четвертая группа.
В апелляционной жалобе Совет депутатов Усть-Абаканского района, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Полагает неправильным вывод суда о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства РФ N 582. Не соглашается с данной судом оценкой экономического обоснования коэффициентов, приведенного в подготовленном ООО "Ника" отчете.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, и ООО "СУЭК-Хакасия" представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Определение размера арендной платы за использование находящихся на территории Республики Хакасия земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, регулируется Порядком определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Хакасия, утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 января 2008 г. N 05 (далее также - Порядок).
В соответствии с пунктом 2.2 Порядка размер годовой арендной платы за земельный участок определяется как произведение кадастровой стоимости земельного участка, определенной в соответствии с земельным законодательством (КС); коэффициента, устанавливаемого уполномоченными органами муниципальных районов и городских округов в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельного участка с учетом экономического обоснования (Кв); коэффициента инфляции (Ки).
Значение коэффициента (Кв) для четвертой группы земельных участков из земель промышленности, включающей в том числе земельные участки для разработки полезных ископаемых, предоставляемые организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель; земельные участки для размещения воздушных линий электропередачи, наземных сооружений кабельных линий электропередачи, подстанций, распределительных пунктов, других сооружений и объектов энергетики; земельные участки для размещения железнодорожных путей; земельные участки для размещения автомобильных дорог, их конструктивных элементов и дорожных сооружений; земельные участки для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов, установлено Решением N 40 и в редакции, действовавшей до внесения изменений решением Совета депутатов Усть-Абаканского района от 21 декабря 2017 г. N 38, составляло - 6.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 27 декабря 2017 г. N 678 "О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Правительства Республики Хакасия" в Порядок внесены изменения, согласно которым установленный пунктом 2.2 способ расчета годовой арендной платы по приведенной в этом пункте формуле применяется за исключением земельных участков, относящихся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения. Порядок также дополнен пунктом 2.2.1, устанавливающим, что размер годовой арендной платы за земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, равняется размеру рыночной стоимости годовой арендной платы, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят Советом депутатов Усть-Абаканского района в пределах его полномочий с соблюдением установленного порядка, формы принятия и порядка опубликования и по этим основаниям не оспаривается.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "СУЭК-Хакасия" на основании заключенных с муниципальным образованием Усть-Абаканский район договоров является арендатором земельных участков, относящихся к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения: кадастровый номер 19:10:140601:0002 (для размещения и эксплуатации железнодорожного тупика и железнодорожных весов, кадастровый номер 19:10:100509:0002 (для обеспечения добычи угля (отстой карьерных вод), кадастровый номер 19:10:100503:4 (для размещения РП-2), кадастровый номер 19:10:140601:0003 (для размещения и эксплуатации углепогрузочного комплекса), кадастровый номер 19:10:140601:0018 (для добычи угля), кадастровый номер 19:10:100503:0004 (для эксплуатации распределительной подстанции РП-3), кадастровый номер 19:10:000000:1795 (для строительства объекта "Водовод технологического водоснабжения").
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением об оспаривании Решения N 40, в качестве оснований административный истец указал, что после вступления в силу этого решения размер арендной платы с применением коэффициента Кв в размере 6 увеличился.
Суд первой инстанции, установив, что оспариваемое значение коэффициента введено административным ответчиком без должного экономического обоснования, отвечающего требованиям законодательства, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Указанным нормативным правовым актом предусмотрено, что размер арендной платы определяется, в том числе, исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 11 мая 2004 г. N 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. С учетом схожести правового регулирования, данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.
В подтверждение доводов о соблюдении при принятии оспариваемого решения положений постановления Правительства РФ N 582 административным ответчиком представлены: заключение ООО "Ника" от 17 февраля 2017 г. N ГБ-10/7, отчет ООО "Ника" от 10 ноября 2017 г. N ГЛ-02/17 по экономическому обоснованию коэффициентов видов разрешенного использования земельных участков из земель промышленности 4 группы, расположенных в Усть-Абаканском районе, и заключение ООО "Центр оценки и аудита" от 30 сентября 2010 г. N 156/10 по экономическому обоснованию установления ставок арендной платы за использование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и земель промышленности.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что они не могут считаться надлежащим экономическим обоснованием оспариваемого коэффициента.
Как правильно указал суд первой инстанции, заключение ООО "Центр оценки и аудита", подготовленное в 2010 г., с учетом давности его составления и изменения кадастровой стоимости участков из категории земель промышленности и иного специального назначения не соответствует экономической ситуации, имевшейся на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, а в заключении и отчете ООО "Ника" отсутствует многофакторный анализ доходности земельных участков, обоснование примененных корректировок при использовании сведений о величинах соответствующих коэффициентов, принятых в муниципальных образованиях другого субъекта федерации, в связи с чем указанные документы не могут быть признаны содержащими достоверное обоснование размера коэффициента Кв.
Изложенные административным ответчиком в апелляционной жалобе доводы о правильности экономического обоснования подлежат отклонению.
Согласно пункту 4 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 данного кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Согласно пункту 3 утвержденных постановлением Правительства РФ N 582 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, арендная плата для земельного участка, предоставленного недропользователю для проведения работ, связанных с пользованием недрами, установлена в размере двух процентов от кадастровой стоимости.
Поскольку земельные участки предоставлены и используются Обществом для добычи угля, следовательно, арендная плата за такие земельные участки, не может превышать размера указанной ставки арендной платы, установленной для соответствующих земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации соглашается с выводами суда о том, что Решение N 40 не соответствует постановлению Правительства РФ N 582, в связи с чем подлежит признанию не действующим в оспариваемой части.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Основания для отмены решения суда первой инстанции, в том числе те, на которые ссылается административный ответчик, в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Хакасия от 1 февраля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу. Совета депутатов Усть-Абаканского района - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 мая 2018 г. N 55-АПГ18-5
Текст определения официально опубликован не был