Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 апреля 2018 г. N 35-АПГ18-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А. О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Волжского межрегионального природоохранного прокурора об оспаривании решения Совета депутатов Большекошинского сельского поселения Селижаровского района Тверской области от 29 июня 2011 г. N 54 "Об утверждении Генерального плана Большекошинского сельского поселения Селижаровского района Тверской области", по апелляционным жалобам Совета депутатов Большекошинского сельского поселения Селижаровского района Тверской области и общества с ограниченной ответственностью "Пестово" на решение Тверского областного суда от 27 декабря 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя Совета депутатов Большекошинского сельского поселения Селижаровского района Тверской области Губиной В.В. и ООО "Пестово" Чхеидзе М.Ш., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Олейник А.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Волжский межрегиональный природоохранный прокурор обратился в Тверской областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Совета депутатов Большекошинского сельского поселения Селижаровского района Тверской области от 29 июня 2011 г. N 54 "Об утверждении Генерального плана Большекошинского сельского поселения Селижаровского района Тверской области" в части включения в границы населенного пункта Пестово Большекошинского сельского поселения участков государственного лесного фонда - частей лесного квартала 109, лесотаксационных выделов 45, 46; лесного квартала 111, лесотаксационных выделов 2, 3, 4, 5, 6, 8, 10, 11, 12, 16; лесного квартала 130, лесотаксационных выделов 7, 11, 13, 17, 18, 22 Большекошинского участкового лесничества.
Решением Тверского областного суда от 27 декабря 2017 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Совет депутатов Большекошинского сельского поселения Селижаровского района Тверской области и ООО "Пестово" обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционными жалобами, в которой просят указанный судебный акт отменить, как принятый с нарушением норм права.
Относительно доводов изложенных в апелляционных жалобах прокурором Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры поданы возражения.
В судебное заседание представители Администрации Большекошинского сельского поселения Селижаровского района Тверской области, Министерства лесного хозяйства Тверской области, ООО "ТИТАНОЦЕНКА", Территориального управления Росимущества в Тверской области, Федерального агентства лесного хозяйства, Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тверской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно пункту 20 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 26 Устава Болынекошинского сельского поселения утверждение Генерального плана поселения отнесено к компетенции Совета депутатов поселения.
Решением Совета депутатов Большекошинского сельского поселения Селижаровского района Тверской области от 29 июня 2011 г. N 54, утвержден Генеральный план Большекошинского сельского поселения Селижаровского района Тверской области.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) все земли по целевому назначению подразделяются на категории, в частности, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В силу статьи 84 Земельного кодекса установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа и особенности его согласования регламентированы статьями 24 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым проект генерального плана подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Таким федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства, в силу Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 (далее - Положение), является Федеральное агентство лесного хозяйства, которое рассматривает проекты схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.
Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 установлено, что Федеральное агентство лесного хозяйства до 01 января 2015 г. согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков земельного фонда (за исключением случаев, если полномочия по распоряжению лесными участками переданы в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, органу государственной власти субъекта Российской Федерации).
Судом установлено, что имеется наложение лесных участков, в части лесного квартала 109, лесотакционных выделов 45, 46; лесного квартала 111, лесотакционных выделов 30, 31, 32; лесного квартала 129, лесотакционных выделов 2, 3, 4, 5, 6, 8, 10, 11, 12, 16 лесного квартала 130, лесотакционных выделов 7, 11, 13, 17, 18, 22 Большекошинского участкового лесничества на земельные участки с кадастровыми номерами 69:29:0181501:3, 69:29:0181501:4,69:29:0181501:5,69:29:0181501:6,69:29:0181501:7, входящие в состав границ Большекошинского сельского поселения Селижаровского района Тверской области согласно Генеральному плану поселения от 29 июня 2011 г.
Указанные лесные участки входят в состав лесного участка с кадастровым номером 69:29:0000018:354 Большекошинского участкового лесничества, принадлежащего Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 69-АБ N 242975 от 17 сентября 2008 г., предназначенного для ведения лесного хозяйства.
Данное обстоятельство подтверждается также выпиской из государственного лесного реестра от 17 апреля 2017 г. N 22.
Согласно лесотаксационному описанию Большекошинского участкового лесничества в составе проектной документации по проектированию лесных участков в границах Осташковского лесничества Тверской области, разработанной Московским филиалом государственной инвентаризации лесов ФГУП "Рослесинфорг" в 2007-2008 годах, участки земель лесного фонда, расположенные в указанных лесных кварталах и лесотаксационных выделах Большекошинского участкового лесничества, относятся к защитным лесам категории запретных полос лесов, расположенных вдоль водных объектов, возраст которых составляет от 15 до 80 лет.
Отсутствие государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда не исключает его определение по материалам лесоустройства в соответствии с частями 3-5 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
В данном случае территория населенного пункта была необоснованно увеличена за счет земель лесного фонда, в связи с чем вывод суда о том, что включение в границы бывшего населенного пункта Пестово участков лесного фонда требовало согласования проекта документа территориального планирования с Рослесхозом, является обоснованным. Административный ответчик не представил в дело доказательств, проведения указанного согласования.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах о том, что участки земель лесного фонда в соответствии с Генеральным планом правомерно включены в границы бывшего населенного пункта Пестово, поскольку отнесены к данной территории в 1991 году решением уполномоченного органа местного самоуправления о передаче земель сельских населенных пунктов в ведение Киселевского сельского Совета народных депутатов Селижаровского района Тверской области и оспариваемым решением не изменялись, основаны на неверном толковании норм материального права и не подтверждаются материалами дела.
Решением Селижаровского районного Совета народных депутатов N 241 от 23 сентября 1991 г., утверждены границы земель сельских населенных пунктов и переданы в ведение сельских Советов народных депутатов согласно приложению, в котором Киселевскому сельскому Совету были переданы сельхозугодья, пашни, сенокосы, пастбища.
Граница бывшего населенного пункта Пестово на Генеральном плане была отображена не на основании материалов по передаче земель сельских населенных пунктов в ведение Киселевского Совета народных депутатов, а в соответствии с границей кадастрового квартала 69629:0181501, отличающейся от материалов по передаче земель.
По заключению Тверского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" от 19 октября 2017 г. граница населенного пункта Пестово в графической части материалов по передаче земель с границей кадастрового квартала 69:29:0181501 не совпадает.
Часть земельного участка с кадастровым номером 69:29:0181501:6 площадью 2,5 га выходит за границу, определенную при утверждении материалов по передаче земель, и подлежала переводу в категорию земель лесного фонда в соответствии с распоряжением Администрации Тверской области от 27 ноября 2006 г.
Как следует из заключения эксперта по землеустроительной экспертизе, предоставленной ответчиком, сведения о землях лесного фонда учтены в публичной кадастровой карте, посредством отображения в системе координат МСК 69 границ деревни Пестово, установленных материалами по передаче земель сельских населенных пунктов в ведение Киселевского сельского Совета народных депутатов Селижаровского района, утвержденных решением исполкома Селижаровского районного Совета народных депутатов от 23 сентября 1991 г. N 241, где установлено наложение (пересечение) земель лесного фонда на границы территории деревни Пестово.
Из графического приложения к материалам по передаче земель, черта населенного пункта Пестово нанесена на план землепользования, содержащий топографические обозначения участков лесных земель, расположение и конфигурация которых соответствует расположению и конфигурации лесотаксационных выделов в лесоустроительной документации.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно установлено несоответствие границ в материалах по передаче земель, с границами кадастрового квартала, положенного в основу Генерального плана населенного пункта Пестово.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Тверского областного суда от 27 декабря 2017 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Совета депутатов Большекошинского сельского поселения Селижаровского района Тверской области и общества с ограниченной ответственностью "Пестово" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 апреля 2018 г. N 35-АПГ18-6
Текст определения официально опубликован не был