Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 мая 2018 г. N 31-АПГ18-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Зинченко И.Н.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Производственно-строительная компания "Содружество-1" на решение Верховного Суда Чувашской Республики от 18 января 2018 года об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Производственно-строительная компания "Содружество-1" в удовлетворении административного искового заявления о признании не действующим с момента принятия пункта 18 постановления Совета Министров Чувашской Республики от 29 октября 1993 года N 372 "О дополнении списка памятников истории и культуры местного (Чувашской Республики) значения, подлежащих государственной охране".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Производственно-строительная компания "Содружество-1" Ильиной Т.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Кабинета Министров Чувашской Республики Портновой С.В., возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда первой инстанции законным, обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Производственно строительная компания "Содружество-1", являясь владельцем земельного участка с кадастровым номером 21:01:020103:531 общей площадью 16 211 кв.м, расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. К. Маркса на основании договора аренды от 27 мая 2015 года обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим с момента принятия постановления Совета Министров Чувашской Республики от 29 октября 1993 года N 372 "О дополнении списка памятников истории и культуры местного (Чувашской Республики) значения, подлежащих государственной охране", в части включения в список памятников истории и культуры местного (Чувашской Республики) значения, подлежащих государственной охране здания, расположенного по адресу: г. Чебоксары, ул. К. Маркса, д. 43 (пункт 18).
Заявление мотивировано тем, что включение указанного жилого дома в список памятников истории и культуры местного (Чувашской Республики) значения, подлежащих государственной охране, ограничивает предпринимательскую и иную экономическую деятельность, что приводит к невозможности осуществления строительства на территории земельного участка многофункционального комплекса, поскольку здание по ул. К. Маркса, дом 43, г. Чебоксары как объект культурного наследия находится в границах защитной зоны объектов культурного наследия.
По мнению административного истца, оспариваемый региональный нормативный правовой акт в нарушение требований статьи 18 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 года "Об охране и использовании памятников истории и культуры", Инструкции о порядке учёта, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утверждённой приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 года N 203, и Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" принят без согласования с Министерством культуры РСФСР, без составления учётных документов на памятник и заключения историко-культурной экспертизы.
Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 18 января 2018 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Производственно-строительная компания "Содружество-1" просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Министерством культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики, прокуратурой Чувашской Республики представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оценёнными судом первой инстанции по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не противоречат нормам материального права, регулирующим спорное правоотношение.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции справедливо исходил из того, что правовое регулирование установлено по вопросу, находящемуся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в рамках полномочий, предоставленных органам государственной власти субъекта Российской Федерации федеральным законодателем в области охраны памятников истории и культуры. Оспариваемые положения постановления Совета Министров Чувашской Республики от 29 октября 1993 года N 372 "О дополнении списка памятников истории и культуры местного (Чувашской Республики) значения, подлежащих государственной охране" не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу, и права заявителя не нарушают.
В силу положений Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации (преамбула). Памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательными и иными правовыми актами СССР и РСФСР, законодателем отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включённым в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями данного Федерального закона (пункт 3 статьи 64).
Из доказательств по делу следует, что здание Министерства безопасности Чувашской Республики, расположенное по адресу: г. Чебоксары, ул. К. Маркса, д. 43, построено в 50-е годы прошлого века, является объектом культурного наследия и образцом общественного здания начала 50-х годов XX века, отличающегося четким функциональным построением и выразительным экстерьером.
Оспариваемый нормативный правовой акт был согласован с НИИ языка, литературы, истории и экономики, а также Чувашским отделением Всероссийского общества охраны памятников культуры и искусства, Госкомитетом по архитектуре, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, районными и городскими администрациями.
Здание представляет архитектурную и градостроительную ценность, что подтверждается указанием в проекте охранных зон и зон регулирования застройки для памятников истории и культуры г. Чебоксары Чувашской АССР, разработанном Российским республиканским научно-реставрационным объединением "СПЕЦПРОЕКТРЕСТАВРАЦИЯ". Согласно письму Управления по охране памятников истории и культуры Министерства культуры РСФСР от 20 июля 1978 года N 17-11-ра, 1 декабря 2000 года на здание составлен паспорт объекта культурного наследия, который, будучи учётным документом, содержит сумму научных сведений и фактических данных, характеризующих историю памятника и его современное состояние, местонахождение в окружающей среде, оценку исторического и иного культурного значения, сведения о его территории, а также об основных историко-архитектурных материалах. Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 7 октября 2015 года N 3152-р здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации (регистрационный номер 211410098020005).
При таких обстоятельствах у суда нет поводов для отмены судебного постановления.
В связи с изложенным, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Чувашской Республики от 18 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственно-строительная компания "Содружество-1" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 мая 2018 г. N 31-АПГ18-5
Текст определения официально опубликован не был