Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 мая 2018 г. N 50-АПГ18-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Министерства образования Омской области на решение Омского областного суда от 11 января 2018 года об удовлетворении административного искового заявления Григорьева Андрея Юрьевича, Григорьевой Алеси Викторовны о признании не действующим отдельных положений подпункта 4 пункта 5 Порядка выплаты с 1 сентября 2015 года компенсации при получении ребенком общего образования в форме семейного образования (приложение N 2), утверждённого приказом Министерства образования Омской области от 16 июня 2015 года N 39 "Об утверждении Порядков выплаты компенсации при получении ребёнком общего образования в форме семейного образования".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Министерства образования Омской области Алексеевой И.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
согласно подпункту 4 пункта 5 Порядка выплаты с 1 сентября 2015 года компенсации при получении ребенком общего образования в форме семейного образования (приложение N 2), утверждённого приказом Министерства образования Омской области от 16 июня 2015 года N 39 (в редакции приказа Министерства образования Омской области от 25 октября 2017 года N 77), для получения компенсации в текущем году родитель подаёт в структурное подразделение органа местного самоуправления муниципального образования, осуществляющего управление в сфере образования, расположенное по месту жительства (пребывания) ребёнка, заявление с приложением копий документов, выданных муниципальными (государственными) образовательными организациями, расположенными на территории муниципального образования по месту жительства (пребывания) ребёнка, о результатах государственной итоговой аттестации или промежуточной аттестации, содержащих сведения об объёме освоения ребёнком образовательной программы в семье.
Григорьев А.Ю. и Григорьева А.В. обратились с административным исковым заявлением в Омский областной суд о признании не действующей данной нормы в части слов "выданных муниципальными (государственными) образовательными организациями, расположенными на территории муниципального образования по месту жительства (пребывания) ребенка", ссылаясь на её противоречие пунктам 1, 9, 15, 18, 31 статьи 2, части 1 статьи 3, части 5 статьи 4, частей 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", статье 8, пункту 1 части 1 статьи 10 Закона Омской области от 18 июля 2013 года N 1569-ОЗ "О регулировании отношений в сфере образования на территории Омской области".
По мнению административных истцов, установленный порядок в оспариваемой части, ставя выплату компенсации гражданам, чьи дети получают общее образование в форме семейного образования, в зависимость от прохождения государственной итоговой аттестации или промежуточной аттестации в образовательной организации, расположенной исключительно по месту жительства (пребывания) ребёнка, ограничивает право на выбор другой образовательной лицензированной организации, где возможно проведение такого рода аттестации, чем нарушаются их права на экономическую поддержку со стороны публичной власти.
В подтверждение нарушенных прав ссылались на факт отказа органом местного самоуправления Григорьевым выплатить соответствующую компенсацию по мотиву того, что их несовершеннолетние дети, постоянно проживающие в посёлке Северо-Любинский Любинского района Омской области и получающие общее образование в форме семейного образования, проходят промежуточные и итоговые аттестации в БОУ г. Омска "СОШ N 135 имени Героя Советского Союза Алексея Петровича Дмитриева", расположенном не по месту жительства (пребывания) ребёнка.
Решением Омского областного суда от 11 января 2018 года административное исковое заявление Григорьевых удовлетворено.
В апелляционной жалобе Министерство образования Омской области просит решение суда первой инстанции отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административными истцами, участвующим в деле прокурором, представлены возражения.
О времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке лица, участвующие в деле, извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Разрешая вопрос о законности оспариваемой нормы, суд первой инстанции справедливо исходил из того, что предоставление субъектом Российской Федерации компенсации родителям при получении ребёнком общего образования в форме семейного образования не является произвольным.
Будучи направленным на создание экономических условий, обеспечивающих государственную поддержку ребёнка при получении общедоступного и бесплатного образования в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, установленный субъектом Российской Федерации порядок предоставления компенсации на указанные цели не должен содержать каких-либо административных барьеров в получении родителями подобной компенсации.
Конституция Российской Федерации гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных организациях (статья 43).
Данное конституционное положение в его взаимосвязи с положениями части 2 статьи 7, пунктом "е" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации обусловливает необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, со стороны органов государственной власти всех её уровней.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", наделяя органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 8), одновременно определяет принципы, цели и задачи государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации, которые не могут быть ограничены или снижены нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статьи 1, 3, 4).
В силу статьи 5, части 3 статьи 17, пункта 1 части 1, пункта 7 части 2, части 3 статьи 34, части 1 статьи 53, части 5 статьи 63 право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "части 5 статьи 63 право" имеется в виду "части 5 статьи 63 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ право"
Законодателем гарантируются: общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования; обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения бесплатно промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Обучающимся предоставляются академические права на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования; основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приёме лица на обучение в эту организацию или для прохождения промежуточной аттестации, и (или) государственной итоговой аттестации, а в случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем - договор об образовании.
Учёт детей, получающих общее образование в семейной форме, ведётся органами местного самоуправления. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают.
Обучающимся предоставляются меры социальной поддержки и стимулирования (обеспечение одеждой, обувью, жёстким и мягким инвентарём, питанием, местами в интернатах, транспортное обеспечение, получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, иные меры социальной поддержки) в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами.
Таким образом, осуществление органом местного самоуправления функции по учёту детей, проживающих на его территории и выбравших семейную форму образования, не отменяет право родителей на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей образовательной программе с целью прохождения бесплатно промежуточной и государственной итоговой аттестации.
Следовательно, в случае выбора родителями образовательной организации, соответствующей критериям федерального законодателя, для прохождения бесплатно промежуточной и государственной итоговой аттестации, и расположенной не по месту жительства и учёта ребёнка, сохраняется обязанность субъекта Российской Федерации оказывать финансовую поддержку таким родителям в соответствии с образовательными стандартами.
Как видно из оспариваемой нормы, субъект Российской Федерации, возлагая обязанность на родителей представлять копии документов о результатах государственной итоговой аттестации или промежуточной аттестации, выданных муниципальными (государственными) образовательными организациями, расположенными именно на территории муниципального образования по месту жительства (пребывания) ребёнка, фактически ставит получение предоставляемой компенсации в зависимость от выбора образовательной организации по территориальному принципу, что не соответствует требованиям федерального законодательства.
Принимая во внимание, что установленный оспариваемым положением порядок предоставления компенсации направлен на социальную поддержку родителей, выбравших прохождение промежуточной и итоговой аттестации в образовательной организации, расположенной по месту жительства ребёнка и учёта семейной формы обучения, Судебная коллегия считает необходимым изменить резолютивную часть решения, признав оспариваемую норму не действующей в той мере, в какой она не допускает представление копий документов о государственной итоговой аттестации или промежуточной аттестации, выданных муниципальными (государственными) образовательными организациями, расположенными не по месту жительства (пребывания) ребёнка.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Омского областного суда от 11 января 2018 года изменить, признав не действующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 4 пункта 5 Порядка выплаты с 1 сентября 2015 года компенсации при получении ребёнком общего образования в форме семейного образования, утверждённого приказом Министерства образования Омской области от 16 июня 2015 года N 39, в той мере, в какой названная норма не допускает представление копий документов о государственной итоговой аттестации или промежуточной аттестации, выданных муниципальными (государственными) образовательными организациями не по месту жительства (пребывания) ребёнка.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 мая 2018 г. N 50-АПГ18-3
Текст определения официально опубликован не был