Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 мая 2018 г. N 5-АПГ18-33
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Морозова Виктора Ивановича на решение Московского городского суда от 11 января 2018 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Морозова Виктора Ивановича о признании недействующим пункта 5(1).1 Порядка назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 17 ноября 2009 года N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения Морозова В.И. и его представителя Похлебениной Е.Л., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Правительства Москвы, Мэра Москвы Шитиковой Е.В., просившей решение суда оставить без изменения, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Москвы от 17 ноября 2009 года N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" в целях дополнительной социальной поддержки неработающих пенсионеров и реализации Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" утверждён Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии.
Пунктом 21.11 постановления Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы и признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правового акта) города Москвы" приложение к постановлению Правительства Москвы от 17 ноября 2009 года N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" дополнено пунктом 5(1) в следующей редакции:
"5(1). Неработающим пенсионерам, зарегистрированным в городе Москве по месту жительства на день обращения за назначением региональной социальной доплаты, региональная социальная доплата назначается, если общая сумма их материального обеспечения не достигает величины городского социального стандарта, при условии:
5(1).1. Регистрации пенсионера в городе Москве по месту жительства не менее 10 лет в общей сложности, включая время проживания на присоединенной к городу Москве территории".
Морозов В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим пункта 5(1).1 Порядка назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 17 ноября 2009 года N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии", считая, что условие для назначения социальной выплаты к пенсии о необходимости регистрации пенсионера в городе Москве по месту жительства не менее 10 лет в общей сложности, включая время проживания на присоединённой к городу Москве территории, является по отношению к нему дискриминацией, снижает уровень правовых гарантий, поскольку его действие распространяется на неработающих пенсионеров, зарегистрированных в городе Москве до 8 августа 2012 года и ушедшим на пенсию с 1 января 2013 года.
Решением Московского городского суда от 11 января 2018 года отказано в удовлетворении административного искового заявления Морозова Виктора Ивановича.
В апелляционной жалобе Морозов В.И. просит данное решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Правительством Москвы, прокуратурой города Москвы представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на них, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Разрешая вопрос о законности оспариваемой региональной нормы, суд исходил из того, что права в области социальной защиты административного истца не нарушены, предусмотренные Порядком региональные социальные доплаты являются дополнительными, предоставляются независимо от социальных выплат, производимых в соответствии с федеральными законами, при этом финансирование расходов по обеспечению доплатой является расходным обязательством города Москвы.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, проверенным и оценённым судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2, подпунктами 3.1 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение вопросов социальной поддержки граждан пожилого возраста, малоимущих граждан и т.п.
В силу статьи 26.3-1 названного Федерального закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости вне зависимости от наличия в федеральных законах предписаний, устанавливающих указанное право.
Судом достоверно установлено, что предмет регулирования постановления, законность отдельного положения которого поставлена под сомнение административным истцом, имеет целевую направленность, постановление принято в целях социальной поддержки неработающих пенсионеров и реализации Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", при этом городской социальный стандарт введён в целях определения размера региональной социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам, исчисляется он как разница между величиной городского социального стандарта и общей суммой материального обеспечения пенсионера, определённой на дату назначения (перерасчёта) региональной социальной доплаты, требование федерального законодательства о том, что материальное обеспечение неработающего пенсионера не должно быть ниже прожиточного уровня, субъектом соблюдено в полной мере.
Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что порядок введения в действие оспариваемого положения не предполагает пересмотр в сторону уменьшения размера региональной социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам, получающим указанную меру социальной поддержки, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о придании оспариваемому нормативному положению обратной силы являются несостоятельными.
На основании изложенного, принимая во внимание, что иных доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Московского городского суда от 11 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Морозова Виктора Ивановича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 мая 2018 г. N 5-АПГ18-33
Текст определения официально опубликован не был