Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 мая 2018 г. N 48-АПГ18-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Уралтехцентр" и общества с ограниченной ответственностью "КН-Сервис" о признании недействующим постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 10 ноября 2016 г. N 50/3 "Об утверждении производственных программ и установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для общества с ограниченной ответственностью "Рощинская Водоканализационная Компания", оказывающего услуги холодного водоснабжения и водоотведения потребителям сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, на 2016 год", по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "КН-Сервис" на решение Челябинского областного суда от 6 февраля 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области Кичигиной Д.А., свидетеля Дюковой А.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
общество с ограниченной ответственностью "Уралтехцентр" (далее - ООО "Уралтехцентр") и общество с ограниченной ответственностью "КН-Сервис" (далее - ООО "КН-Сервис") обратились в Челябинский областной суд с заявлением о признании недействующим постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 10 ноября 2016 г. N 50/3 "Об утверждении производственных программ и установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для общества с ограниченной ответственностью "Рощинская Водоканализационная Компания", оказывающего услуги холодного водоснабжения и водоотведения потребителям сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, на 2016 год" (далее - постановление от 10 ноября 2016 г. N 50/3).
В обоснование заявленного требования, административные истцы указывают, что ООО "КН-Сервис" является арендатором принадлежащей ООО "Уралтехцентр" на праве собственности газовой водогрейной котельной, расположенной в пос. Рощино Сосновского района Челябинской области и подключена к централизованным системам водоснабжения, с использованием которых общество с ограниченной ответственностью "Рощинская Водоканализационная Компания" (далее - ООО "РВК") осуществляет регулируемую деятельность по поставке холодной воды. По мнению административных истцов, постановление от 10 ноября 2016 г. N 50/3 не соответствует законодательству, регулирующему отношения в сфере установления тарифов на водоснабжение и водоотведение, поскольку при установлении тарифов органом регулирования в качестве подтверждения владения системами водоснабжения и водоотведения необоснованно принят договор аренды объектов муниципальной собственности от 30 сентября 2016 г. N 5.
Решением Челябинского областного суда от 6 февраля 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "КН-Сервис" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела, и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования.
Относительно апелляционной жалобы Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области и прокуратурой Челябинской области представлены возражения.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы представители ООО "РВК", ООО "Уралтехцентр", ООО "КН-Сервис", прокуратура Челябинской области в судебное заседание не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях на нее, заслушав объяснения представителя ответчика, показания свидетеля и заключение прокурора, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - МТРиЭ Челябинской области) является органом исполнительной власти Челябинской области, уполномоченным устанавливать тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения (подпункт 52 пункта 8, пункты 18, 19, 20 Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 31 декабря 2014 г. N 300).
Судом установлено, что 25 октября 2016 г. ООО "РВК" обратилось в МТРиЭ Челябинской области с заявлением об установлении тарифов на услуги по водоснабжению питьевой водой и водоотведению на 2016 год, предоставив материалы, обосновывающие расчет стоимости тарифов.
По результатам изучения представленных документов органом регулирования 10 ноября 2016 г. вынесено оспариваемое постановление.
В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных указанным федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 названного федерального закона.
Согласно части 6 статьи 41.1 указанного Закона договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 настоящей статьи, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.
В соответствии с пунктом 17 Правил регулирования тарифов к заявлению об установлении тарифов прилагаются обосновывающие документы, в частности копии правоустанавливающих документов (гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения объектами недвижимости (зданиями, строениями, сооружениями и земельными участками), необходимыми для осуществления регулируемой деятельности.
При установлении тарифов органом регулирования в подтверждение законных оснований владения, пользования и распоряжения регулируемой организацией объектами недвижимости, используемых для осуществления регулируемой деятельности, принят договор аренды объектов муниципальной собственности от 30 сентября 2016 г. N 5, заключенный ООО "РВК" с администрацией Рощинского сельского поселения (далее - Администрация).
В соответствии с пунктами 1.1-1.3 данного договора Администрация передала ООО "РВК" во временное владение и пользование объекты водоснабжения и водоотведения (внутриплощадные сети водопровода пос. Рощино, водопровод в д. Новое поле, канализационную насосную станцию N 48 пос. Рощино, канализационные сети на жилые дома пос. Рощино, напорный канализационный коллектор, канализационную насосную станцию N 5) на срок с 1 октября по 31 октября 2016 г. Имущество, переданное по договору аренды введено в эксплуатацию в 1981 г.
Стороны указанного договора 1 ноября 2016 г. подписали соглашение о его расторжении, предусмотрев, что все имущество подлежит передаче арендодателю не позднее 15 дней с даты подписания соглашения. По информации, представленной Администрации все имущество по договору возвращено арендодателю.
Пунктом 24 Основ ценообразования предусмотрено, что необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, Закон о водоснабжении и водоотведении, а также Основы ценообразования содержат императивное правило о том, что права владения и (или) пользования муниципальными централизованными системами водоснабжения и (или) водоотведения могут быть переданы по договорам аренды или концессионным соглашениям, по общему правилу, заключенных по результатам конкурса. В случае истечения 5 лет с даты введения в эксплуатацию хотя бы одного объекта из состава таких систем до даты опубликования извещения о проведении конкурса - только по концессионным соглашениям.
Кроме того, согласно пункту 44 Основ ценообразования расходы на оплату права владения и (или) пользования муниципальными централизованными системами водоснабжения и (или) водоотведения учитываются в необходимой валовой выручке в зависимости от правовой формы оформления таких прав.
Как усматривается из материалов дела, договор аренды объектов муниципальной собственности от 30 сентября 2016 г. N 5, заключенный ООО "РВК" с Администрацией, расторгнут до даты установления МТРиЭ оспариваемых тарифов. Сведения о заключении данного договора в результате проведения конкурсных процедуры в материалах дела отсутствуют. Также не представлены в материалы дела сведения о фактической эксплуатации ООО "РВК" указанных систем водоснабжения и водоотведения, либо о передаче регулируемой организацией данного муниципального имущества на каком-либо праве, в частности, заключения с ООО "РВК" в соответствии с требованиями части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении концессионного соглашения.
Таким образом, оспариваемые тарифы рассчитаны регулирующим органом с нарушением норм тарифного законодательства.
Согласно статье 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Вместе с тем суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела не устанавливал обстоятельств, относящихся к экономической обоснованности тарифов, размер которых рассчитан органом регулирования в том числе с учетом расходов ООО "РВК" на эксплуатацию систем водоснабжения и водоотведения, и не проверял соответствие требованиям тарифного законодательства документов, принятых регулируемым органом в обоснование указанных затрат.
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании норм материального права, установленные судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для административного дела являются недоказанными, что в силу пункта 2 части 2 и пункта 3 части 3 статьи 310 КАС РФ является основанием для отмены решения суда и принятия нового решения.
Устанавливая дату, с которого постановление от 10 ноября 2016 г. N 50/3 должно быть признано недействующим, Судебная коллегия полагает, что, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на его основании реализовывались права граждан и организаций, он подлежит признанию не действующим со дня вступления настоящего апелляционного определения в законную силу в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Челябинского областного суда 6 февраля 2018 г. отменить. Принять по делу новое решение. Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Уралтехцентр" и общества с ограниченной ответственностью "КН-Сервис" удовлетворить.
Постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 10 ноября 2016 г. N 50/3 "Об утверждении производственных программ и установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для общества с ограниченной ответственностью "Рощинская Водоканализационная Компания", оказывающего услуги холодного водоснабжения и водоотведения потребителям сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, на 2016 год" признать недействующим с даты вступления в силу настоящего определения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 мая 2018 г. N 48-АПГ18-9
Текст определения официально опубликован не был