Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 мая 2018 г. N 42-АПГ18-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц о признании не действующими в части Правил землепользования и застройки города Элисты, утвержденных решением Элистинского городского Собрания от 27 декабря 2010 г. N 1 (в редакции от 14 сентября 2017 г.), по апелляционной жалобе Элистинского городского Собрания на решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 12 марта 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что решение суда не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
решением Элистинского городского Собрания от 27 декабря 2010 г. N 1 утверждены Правила землепользования и застройки города Элисты (далее также - Решение N 1), которые включают карту градостроительного зонирования.
Заместитель прокурора Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц обратился в Верховный Суд Республики Калмыкия с административным исковым заявлением о признании не действующими с момента вступления решения суда в законную силу ряда статей Правил землепользования и застройки города Элисты (пункта 2 статьи 22, пункта 2 статьи 23, пункта 2 статьи 24, пункта 2 статьи 25, пункта 2 статьи 36 и пункта 2 статьи 37), в редакции от 14 сентября 2017 г., в части установления одновременных ограничений предельного количества этажей и предельной высоты зданий, строений, сооружений, а также Карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки города Элисты в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 08:14:030531:978 к территориальной зоне общественно-деловой застройки и земельного участка с кадастровым номером 08:14:030510:127 к зоне коммерческой (торговой) застройки.
В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что оспариваемые статьи 22, 23, 24, 25, 36, 37 Правил землепользования и застройки города Элисты, устанавливающие градостроительные регламенты в отношении территориальных зон, противоречат статье 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ). Кроме того, истец указал, что в нарушение положений статей 31, 33, 34 ГрК РФ Карта градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки города Элисты в оспариваемой части не соответствует Генеральному плану города Элисты, утвержденному решением Элистинского городского Собрания от 1 июля 2010 г. N 1.
Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 12 марта 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Элистинское городское Собрание, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить судебный акт и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что судом первой инстанции неправильно истолкованы нормы статьи 38 ГрК РФ, в связи с чем сделан неверный вывод о невозможности одновременного ограничения предельного количества этажей и предельной высоты зданий, строений, сооружений.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Республики Калмыкия представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 3 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемые Правила землепользования и застройки приняты уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования и по этим основаниям не обжалуются.
В соответствии с частью 2 статьи 30 ГрК РФ Правила землепользования и застройки включают в себя градостроительные регламенты.
Под градостроительными регламентами понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и др. (пункт 9 статьи 1 ГрК РФ).
Согласно пункту 2 части 6 статьи 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Как следует из пункта 3 части 1 статьи 38 ГрК РФ, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают, в том числе предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений.
Буквальное толкование приведенной нормы позволяет сделать вывод, что предельные параметры разрешенного строительства могут содержать или предельное количество этажей, или предельную высоту зданий, строений, сооружений, то есть законодатель не предусматривает одновременного установления ограничений по предельному количеству этажей и предельной высоте зданий (строений, сооружений).
Как установлено судом, оспариваемым Решением N 1 утверждены Правила землепользования и застройки города Элисты, включающие градостроительные регламенты (глава 6).
В оспариваемых пунктах 2 статей 22-25, пунктах 2 статей 36-37 Решения N 1 установлены предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Однако предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства содержат одновременно ограничения по предельному количеству этажей и предельной высоте зданий, строений, сооружений.
Удовлетворяя административное исковое заявление и признавая не действующими положения пункта 2 статьи 22, пункта 2 статьи 23, пункта 2 статьи 24, пункта 2 статьи 25, пункта 2 статьи 36 и пункт 2 статьи 37 Правил землепользования и застройки города Элисты в части установления одновременных ограничений предельного количества этажей и предельной высоты зданий, строений, сооружений, суд первой инстанции правомерно исходил из буквального толкования статьи 38 ГрК РФ.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации не имеется.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 307, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 12 марта 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Элистинского городского Собрания без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 мая 2018 г. N 42-АПГ18-3
Текст определения официально опубликован не был