Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 мая 2018 г. N 1-КГ18-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Зинченко И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Архангельской области" на решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 23 июня 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 21 сентября 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению ФКУ "Военный комиссариат Архангельской области" о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Город Архангельск", выразившегося в невыделении технических работников, необходимых для подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, возложении обязанности на административного ответчика выделять технических работников на периоды первоначальной постановки граждан на воинский учет и призыва на военную службу.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя администрации муниципального образования "Город Архангельск" Климовой Н.А., возражавшей против удовлетворения доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
ФКУ "Военный комиссариат Архангельской области" (далее - военный комиссариат) обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением.
Решением Октябрьского районного суда города Архангельска от 23 июня 2017 года заявителю отказано в удовлетворении требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 21 сентября 2017 года решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 23 июня 2017 года оставлено без изменения.
Определением судьи Архангельского областного суда от 21 ноября 2017 года военному комиссариату отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В кассационной жалобе, поданной военным комиссариатом в Верховный Суд Российской Федерации, ставится вопрос о ее передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2018 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации.
Определением от 30 марта 2018 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив представленные материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия полагает подлежащими отмене обжалуемые судебные постановления.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды по сути исходили из того, что содействие администрации муниципального образования военному комиссариату в подборе технических работников для подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, является правом, а не обязанностью, поэтому органы местного самоуправления муниципальных образований области самостоятельно, в пределах имеющихся кадровых ресурсов, определяют форму оказания содействия военному комиссариату для организации мероприятий по призыву на военную службу.
С выводами суда согласиться нельзя.
Согласно положениям Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 статьи 8 данного федерального закона, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания. Военные комиссариаты осуществляют воинский учет граждан через свои структурные подразделения по муниципальным образованиям (пункт 2 статьи 8); призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии, а также явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара (пункт 1 статьи 26).
В силу предписаний Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат посредством структурных подразделений, в том числе военных комиссариатов муниципальных образований, при содействии местной администрации. В целях обеспечения деятельности призывной комиссии выделяются и оборудуются необходимые территории и помещения, оснащенные инструментарием и медицинским имуществом, необходимыми для медицинского освидетельствования, а также оборудованием и материально-техническими средствами, необходимыми для проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору призывников (пункт 2); о призыве в целях реализации задач по проведению призыва на военную службу военный комиссар муниципального образования (муниципальных образований) разрабатывает и согласовывает с главой местной администрации план проведения призыва на военную службу, представляет заявки руководителям медицинских организаций на выделение требуемых врачей-специалистов и среднего медицинского персонала, а также в орган местного самоуправления на выделение технических работников и предоставление средств связи, транспортных и других материальных средств, необходимых для подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу (подпункты "а", "в" пункта 4).
Согласно пункту 3 Указа Президента Российской Федерации от 30 марта 2017 года N 135 "О призыве в апреле - июле 2017 года граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву" и пункту 3 Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2017 года N 445 "О призыве в октябре-декабре 2017 года граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву" Правительству Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и призывным комиссиям поручено обеспечить выполнение мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации.
Согласно Положению о ФКУ "Военный комиссариат Архангельской области", утверждённое приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 января 2014 года N 13, основными задачами военного комиссариата Архангельской области являются: организация и осуществление при участии органов исполнительной власти Архангельской области и органов местного самоуправления мероприятий по первоначальной постановке граждан на воинский учет (пункт 4); организация при участии органов исполнительной власти Архангельской области и органов местного самоуправления призыва на военную службу граждан, не пребывающих в запасе (пункт 19); проведение при содействии органов исполнительной власти Архангельской области, органов местного самоуправления и при участии медицинских организаций (военно-медицинских учреждений) иных мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу (военные сборы), направлением граждан, проходящих обучение по программе военной подготовки офицеров запаса на военных кафедрах или обучение по программе военной подготовки в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, на учебные сборы (стажировки) (пункт 21).
Распоряжением правительства Архангельской области от 7 февраля 2017 года N 33-рп "Об итогах проведения призыва граждан на военную службу и направления граждан на альтернативную гражданскую службу в Архангельской области в октябре-декабре 2016 года" главам муниципальных образований Архангельской области рекомендовано в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 Положения о призыве на время проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, оказывать содействие в подборе технических работников за счет финансовых средств, выделяемых военным комиссариатом Архангельской области.
Из приведенных положений федерального и регионального законодательства следует, что военный комиссариат осуществляет свои функции по призыву граждан на военную службу при содействии органов местного самоуправления, которые не вправе отказать комиссариату в оказании помощи при осуществлении соответствующих мероприятий, администрация должна принимать все зависящие от нее меры содействия, в том числе в части выделения технических работников.
Таким образом, поскольку письма администрации об отказе в выделении военному комиссариату технических работников на период проведения первоначальной постановки граждан на воинский учет и призыва граждан на военную службу не соответствуют положениям действующего законодательства, у суда не имелось оснований для признания данных отказов законными и, как следствие, не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В связи с изложенным Судебная коллегия полагает решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 23 июня 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 21 сентября 2017 года отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Город Архангельск", выразившегося в невыделении технических работников, необходимых для подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу.
Принять по делу в этой части новое решение, которым удовлетворить требования ФКУ "Военный комиссариат Архангельской области".
Что же касается доводов кассационной жалобы о незаконности судебных постановлений в части отказа в удовлетворении требований ФКУ "Военный комиссариат Архангельской области" о возложении обязанности на административного ответчика выделять технических работников на периоды первоначальной постановки граждан на воинский учет и призыва на военную службу, эти доводы не влияют на правовую судьбу обжалуемых судебных постановлений, поскольку в ходе проведения призыва граждан на военную службу в апреле-июле 2017 года призыв был выполнен в полном объеме, при этом все организационные мероприятия, проведенные при подготовке и в ходе призыва граждан на военную службу в муниципальном образовании "Город Архангельск" позволили выполнить установленную военным комиссариатом Архангельской области количественную норму призыва в полном объеме.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 23 июня 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 21 сентября 2017 года отменить в части отказа в удовлетворении требований ФКУ "Военный комиссариат Архангельской области" о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Город Архангельск", выразившегося в не выделении технических работников, необходимых для подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу.
Принять в этой части новое решение, которым удовлетворить заявленные требования ФКУ "Военный комиссариат Архангельской области" в этой части, признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Город Архангельск", выразившееся в не выделении технических работников, необходимых для подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу.
В остальной части решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 23 июня 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 21 сентября 2017 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ "Военный комиссариат Архангельской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 мая 2018 г. N 1-КГ18-9
Текст определения официально опубликован не был