1. Заказчик, являющийся субъектом регулирования Закона о закупках, не вправе заключить рамочный договор.
ПАО (далее - Заказчик) проведен запрос котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по доставке телеграмм и пакетов платежных документов юридическим лицам на территории города (далее - Закупка).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 3 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.
Пунктом 33 информационной карты документации о Закупке (далее - Информационной карты) установлено, что Заказчик не обязан приобретать товары (работы, услуги) на всю предельную общую стоимость заключаемого (заключаемых) договора (договоров).
Согласно техническому заданию к документации о Закупке Заказчиком установлен ориентировочный объем продукции, закупаемой по результатам Закупки.
При этом согласно пункту 15 Информационной карты Заказчиком установлено, что начальная (максимальная) цена является предельной общей ценой договора, на которую возможно заказать товары (работы, услуги) в течение срока его действия, а также установление такой цены не налагает на Заказчика обязательств по заказу товаров, работ, услуг в объеме, соответствующем данной сумме.
Согласно статье 429.1 Гражданского кодекса Российской Федерации рамочным договором (договором с открытыми условиями) признается договор, определяющий общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены сторонами путем заключения отдельных договоров, подачи заявок одной из сторон или иным образом на основании либо во исполнение рамочного договора.
Следовательно, рамочный договор может не содержать условия о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, о месте поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, о цене (порядке формирования цены) договора.
Таким образом, рамочный договор не содержит обязательных условий, требование о наличии которых установлено Законом о закупках, и не может быть заключен Заказчиком в соответствии с положениями Закона о закупках.
Таким образом, должностное лицо ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком установлены ненадлежащим образом требования к объему поставляемой продукции по предмету Закупки, что нарушает пункт 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Таким образом, в действиях юридического лица - ПАО, выразившихся в несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, содержатся признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, приняло решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Административное расследование позволило определить субъект административного правонарушения - лицо, утвердившее документацию о торгах.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо ФАС России не усмотрело признаков малозначительности совершенного правонарушения и приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 15.05.2018 г. по делу N 223ФЗ-615/17/АК084-18)
2. В документации о закупке заказчик должен установить порядок начисления баллов по каждому критерию.
ПАО (далее - Заказчик) проведен конкурс по выбору оператора общественного питания для сотрудников (далее - Закупка).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно пункту 11 документации о Закупке (далее - Документация) банк оценивает и сопоставляет заявки в соответствии с порядком оценки и сопоставления предложений участников (приложение N 5 к конкурсной документации). Победителем признается участник, который сделал лучшее конкурсное предложение с учетом оценки и сопоставления предложений участников в соответствии с приложением N 5 к Документации.
Пунктом 7 приложения 5 Документации установлено, что конкурсная комиссия оценивает и сопоставляет конкурсные заявки, в том числе, по критерию "Качество оказания услуг питания на объектах Участника. Экспертная оценка рабочей группы". При этом указано, что экспертная оценка проводится Заказчиком на основании посещения объектов участника Конкурса (Таблица 1). Для оценки по указанному критерию используется трехбалльная система оценки.
В соответствии с таблицей 1 приложения N 5 Документации для оценки по указанному критерию используется трехбалльная система оценки.
N |
Критерии |
Вес |
1 |
Персонал на объекте Участника: приветливый, доброжелательный |
5% |
2 |
Униформа персонала: чистая, отглаженная и целостная, головной убор, перчатки в наличии. |
5% |
3 |
Ассортимент меню на линии раздаче соответствует заявленному в меню |
10% |
4 |
Сервировка блюд - привлекательная: наличие украшений, подгарнировки и т.п. |
5% |
5 |
Линия раздачи, барная/буфетная стойка находится в чистом состоянии, стеклянные поверхности натерты без следов и подтеков. |
10% |
6 |
Обеденный зал: наличие новой мебели, вывесок, меню, ценников, указателей, |
5% |
7 |
Производственные помещения: санитарное состояние горячего, холодного цеха, складских помещений - чистое и аккуратное. Выделены отдельные производственные участки для обработки и хранения мыса, рыбы, овощей. Сырьё хранится отдельно от приготовленной продукции. |
15% |
8 |
Сан.узлы для персонала и сотрудников - чистые, в наличие бумага, диспенсеры для мыла, салфетки для рук и т.п.). Процесс уборки чётко организован. |
15% |
9 |
Продегустированные блюда - вкусные |
15% |
10 |
Продегустированные блюда соответствуют требованиям Банка по здоровому питанию, указанных в Техническом задании |
15% |
|
ИТОГО |
100,00% |
Вместе с тем, не представляется возможным установить правомерность порядка оценки заявок участников Закупки по критерию "Качество оказания услуг питания на объектах Участника. Экспертная оценка рабочей группы", поскольку Заказчиком в документации не установлен порядок начисления баллов по подкритерию "Продегустированные блюда - вкусные" и критерии оценки блюд по показателю "вкусные", указанного в таблице 1 приложения N 5 Документации.
Кроме того, требование о предоставлении участником Конкурса образцов блюд для дегустации экспертной группы заказчика на этапе рассмотрения заявок участников Закупки, накладывает на такого участника непредусмотренные обременения, в том числе финансового характера, при этом участник Конкурса может не стать победителем закупки.
Таким образом, Заказчиком в Документации в нарушение пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках не установлены надлежащим образом критерии оценки и сопоставления заявок и порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, что не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения обязательств по договора.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Таким образом, в действиях юридического лица - ПАО, выразившихся в несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, содержатся признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, приняло решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Административное расследование позволило определить субъект административного правонарушения - лицо, утвердившее документацию о торгах.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо ФАС России не усмотрело признаков малозначительности совершенного правонарушения и приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 15.05.2018 г. по делу N 223ФЗ-910/17/АК100-18)
3. В случае, если комиссия заказчика отказывает организации в допуске к участию в закупке в связи с предоставлением недостоверных сведений, комиссия заказчика должна располагать доказательствами недостоверности указанных сведений.
ОАО (далее - Заказчик) проведен запрос котировок среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме N 2512/ЗКТЭ-РЖДС/17 на право заключения договора на поставку запасных частей средств малой механизации для нужд ОАО (далее - Запрос котировок).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен пунктом 1 подпунктом 2 Положения о закупке.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок от 02.10.2017 N 2512/ЗКТЭ-ДКСС/17/2 участникам ООО "К" и ООО "Л" отказано в допуске на участие в Запросе котировок на основании пункта 6.5.5 документации о проведении Запроса котировок (далее - Документация), в связи с представлением недостоверной информации, содержащейся в техническом предложении участника.
Пунктом 3 Документации установлено, что сведения о наименовании закупаемых товаров, их количестве (объеме), единичных расценках, начальной (максимальной) цене договора, расходах участника, нормативных документах, согласно которым установлены требования, технических и функциональных характеристиках товара, требования к их безопасности, качеству, упаковке, отгрузке товара, к результатам, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика, место, условия и сроки поставки товаров, форма, сроки и порядок оплаты изложены в техническом задании, являющемся приложением N 2 к Документации.
Участниками ООО "К" и ООО "Л" в технических предложениях заявок на участие в Запросе котировок представлены сведения о продукции в соответствии с техническими требованиям Документации, а также сведения о производителе такой продукции ООО "П", при этом согласно письму от 17.10.2017 N 764/09, полученному на запрос от 25.09.2017 N 10899/РЖДС, на момент рассмотрения заявок участников Запроса котировок ООО "П" не производит указанную в техническом задании Документации продукцию, в связи с чем Заказчиком сделан вывод о предоставлении вышеуказанными участниками недостоверных сведений.
Вместе с тем, в материалах дела имеется письмо ООО "П" от 11.10.2017 N 283/10, согласно которому ООО "П" подтверждает готовность ООО "К" и ООО "Л" производства продукции в соответствии с техническими требованиями Документации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2.1 Документации участник должен иметь опыт по фактически поставленным товарам (продукции) по запасным частям средств малой механизации, стоимость которых составляет не менее 20% (процентов) начальной (максимальной) цены договора (цены лота) без учета НДС, установленной в приложении N 2 Документации.
При этом учитывается стоимость всех поставленных участником закупки (с учетом правопреемственности) товаров по запасным частям средств малой механизации.
В подтверждение опыта поставки товаров участник в составе заявки представляет:
- документ по форме приложения N 9 к Документации о наличии опыта, указанного в пункте 2.1 Документации;
- накладные о поставке товаров или копии актов сверок взаиморасчетов;
- договоры на поставку товаров (представляются все листы договоров со всеми приложениями);
- копии документов, подтверждающих правопреемство в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами, не являющимися участниками закупки (договор о правопреемстве организации, передаточный акт и др.).
Вместе с тем, согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая природу поставки, содержанием договора поставки является обязанность поставщика доставить соответствующий товар в установленный таким договором срок Заказчику.
Кроме того, поставщик может не являться производителем товара, при этом ранее осуществлять поставки иных товаров надлежащим образом в соответствии с требованиями договора поставки.
Таким образом, учитывая природу договора поставки, отсутствие у данного поставщика фактов поставки товаров по предмету закупки не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Запроса котировок.
Учитывая изложенное, установление Заказчиком вышеуказанных требований в качестве обязательных требований к участникам Запроса котировок и отказ в допуске ООО "К" и ООО "Л" на участие в Запросе котировок нарушает часть 6 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно части 8 статьи 7.32.3 КоАП, за предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг, предусмотрена административная ответственность.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, приняло решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Административное расследование позволило определить субъект административного правонарушения - лицо, утвердившее документацию о торгах.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо ФАС России не усмотрело признаков малозначительности совершенного правонарушения и приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 21.05.2018 г. по делу N 223ФЗ-925/17/АК092-18)
4. Отказ организации в допуске к участию в закупке, основанный на незаконных основаниях документации о закупке, является неправомерным.
ПАО (далее - Заказчик) проведен запрос котировок в электронной форме на право заключения договора на инсталляцию услуг связи населению (далее - Закупка).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен пунктом 1.3.2 Положения о закупках товаров, работ, услуг ОАО (далее - Положение о закупках).
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Пунктом 16 Информационной карты документации о Закупке Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки, в том числе, наличие у участника Запроса котировок в штате или на любом ином законном основании не менее 27 человек/сотрудников, привлекаемых к исполнению договора на территории г. Ульяновск, 8 человек/сотрудников, привлекаемых к исполнению договора на территории г. Димитровград, 1 человек/сотрудник, привлекаемый к исполнению договора на территории г. Барыш, 3 человека/сотрудников, привлекаемых к исполнению договора на территории г. Карсун, 1 человек/сотрудник, привлекаемый к исполнению договора на территории п. Октябрьский. Наличие указанного квалифицированного персонала подтверждается выпиской из штатного расписания или иными документами, подтверждающими правоотношения между участником Закупки и непосредственным исполнителем работ.
Вместе с тем, отсутствие у участника на момент подачи заявки указанного квалифицированного персонала и подтверждающих документов, указанных в документации о Закупке, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки, поскольку такой квалифицированный персонал может быть привлечен участником закупки после подведения итогов закупки в случае признания такого участника победителем закупки, а напротив налагают дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в Закупке.
Кроме того, согласно протоколу рассмотрения заявок, от 15.12.2017 N 31705778585/2, участникам Закупки АО "Э" (лотам N N 1, 2), ООО "Г" (лоту N 1) отказано в допуске на участие в Закупке, в связи с несоответствием требованию о наличии у участников Закупки в штате или на любом ином законном основании установленного количества человек/сотрудников.
Учитывая изложенное, установление вышеуказанного требования в качестве обязательного требования к участникам Закупки, а также отказ в допуске АО "Э", ООО "Г" на основании несоответствия указанному требованию документации о Закупке противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 1.3.2 Положения о закупках, нарушают требования части 1 статьи 2, части 6 статьи 3 Закона о закупках и содержат состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 КоАП.
Согласно части 8 статьи 7.32.3 КоАП, за предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг, предусмотрена административная ответственность.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, приняло решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Административное расследование позволило определить субъект административного правонарушения - лицо, утвердившее документацию о торгах.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо ФАС России не усмотрело признаков малозначительности совершенного правонарушения и приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 15.05.2018 г. по делу N 223ФЗ-1059/17/АК087-18)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июль 2018)
Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.