Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) и Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), устанавливающие при исполнении исполнительного документа порядок исчисления удержаний из страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям) в зависимости от размера указанных выплат по отношению к величине прожиточного минимума, установленного для пенсионеров в субъекте Российской Федерации, являющемся местом постоянного проживания гражданина.
Внесение указанных изменений может привести к нарушению конституционного принципа исполняемости судебных решений, поскольку не учитывает, что должник может получать и иной доход, кроме страховой пенсии, а взыскатель относиться к социально уязвимой группе (инвалиды, члены многодетных семей и др.). Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации "по смыслу части 2 статьи 99 во взаимосвязи со статьей 4 Закона, конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств данного дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи" (определения от 13 октября 2009 года N 1325-О-О, от 15 июля 2010 года N 1064-О-О, от 22 марта 2011 года N 350-О-О, от 17 января 2012 года N 14-О-О), в связи с чем предлагаемые законопроектом изменения является излишними.
Проектируемые положения части 2 статьи 99 Закона N 229-ФЗ, предусматривающие, что при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов, а в случаях, установленных федеральным законом - не более десяти процентов доходов, не согласуются с положениями проектируемого пункта 1 части 3 статьи 29 Закона N 400-ФЗ, в соответствии с которыми может быть удержано не более двадцати процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в случае, если сумма страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) превышает величину прожиточного минимума, установленного для пенсионеров в субъекте Российской Федерации, являющемся местом постоянного проживания гражданина.
В соответствии со статьей 21 Закона N 400-ФЗ пенсии устанавливаются по месту жительства, понятие "место постоянного проживания" в указанном Законе не применяется. В связи с этим и учитывая, что в настоящее время место проживания у получателя страховой пенсии может быть вне территории Российской Федерации, некорректно ограничивать круг лиц, из страховой пенсии которых производятся удержания, только лицами, имеющими постоянное проживание на территории Российской Федерации.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.