В соответствии с Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 N 208, а также подпунктом "б" пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 N 543, на основании заявлений ООО "ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГП" (исх. от б/н б/д, вх. от 12.01.2018 N 3700/18; исх. от 13.02.2018 N 26, вх. от 20.02.2018 peг. N 26695/18), рассмотрев разногласия между ООО "ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГП" (далее - Заявитель, регулируемая организация) и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - Комитет, Респондент, орган регулирования) по приказу Комитета от 20.12.2017 N 627-п "О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 16 декабря 2016 года N 301-п "Об установлении тарифов на питьевую воду, техническую воду и водоотведение общества с ограниченной ответственностью "ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ" на 2017-2019 годы", установлено следующее.
Заявитель считает, что скорректированные Комитетом тарифы на регулируемый период (2018 г.) на услуги водоотведения экономически не обоснованы, в связи с этим просит признать экономически обоснованным размер расходов, подлежащих дополнительному учету при установлении тарифов на регулируемый период, на услуги водоотведения в общей сумме 40 561,71 тыс. руб., в части следующих статей затрат: "Операционные расходы", "Расходы на арендную плату".
Регулируемый тариф установлен Комитетом с применением метода индексации. Тарифы на услуги водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 32 Федерального закона N 416-ФЗ порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования N 406).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 N 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания N 1746-э).
1) По статье "Операционные расходы" на 2018 год.
ООО "ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГП" на разногласия в ФАС России заявлена сумма операционных расходов на 2018 год в размере 30 297,35 тыс. руб. (30 989,5 тыс. руб. с учетом дополнительно направленного расчета).
Органом регулирования по данной статье утверждены расходы в размере 12 943,61 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования N 406 необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.
Подпунктом "а" пункта 79 Основ ценообразования N 406 установлено, что к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относится базовый уровень операционных расходов.
Пунктом 95 Методических указаний N 1746-э определена формула расчета операционных расходов (39), используемая при корректировки регулируемых тарифов на очередной год долгосрочного периода регулирования.
Разногласия между Заявителем и Респондентом возникли в части расчета индекса изменения количества активов (ИКА).
Пунктом 45 Методических указаний N 1746-э формулой (8.1) установлен расчет индекса изменения количества активов (ИКА).
В направленном заявлении ООО "ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГП" указывает на то, что с 2018 года у регулируемой организации изменился имущественный комплекс, в частности из него выбыли арендуемые ранее сети водоотведения. Однако объекты, на которые приходился наибольший удельный вес расходов, в т.ч. канализационные насосные станции продолжает эксплуатироваться регулируемой организацией, в связи с чем орган регулирования исключил денежные средства по данной статье в большем размере, чем считает Заявитель.
На основании представленных Комитетом данных ФАС России выявлено, что орган регулирования неправомерно применил показатель изменения операционных расходов на очистку сточных вод, связанного с вводом в эксплуатацию нового объекта очистки сточных вод при расчете индекса изменения количества активов (ИКА).
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 33 Основ ценообразования N 406 долгосрочные тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, которые подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования в случае принятия решения регионального органа регулирования тарифов в отношении организаций, которые в течение текущего периода регулирования приобрели (реализовали) объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и (или) получили права владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами на основании концессионного соглашения, договора аренды.
Согласно статье 3 Федерального закона N 416-ФЗ общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов, приоритетность обеспечения населения питьевом водой, горячей водой и услугами по водоотведению, а также обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В этой связи, ФАС России считает возможным рекомендовать органу регулирования тарифов Ленинградской области руководствуясь положениями пункта 33 Основ ценообразования N 406 и пунктом 9 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, пересмотреть долгосрочные параметры и тарифы ООО "ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГП" на 2018 год, учитывая факт выбытия канализационных сетей.
2) По статье "Расходы на арендную плату".
Пунктом 76 Основ ценообразования N 406 определено, что величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58-65 Основ ценообразования N 406.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 65 Основ ценообразования N 406, неподконтрольные расходы включают в себя расходы на арендную плату и лизинговые платежи, размер которых определяется с учетом требований, предусмотренных пунктом 44 Основ ценообразования N 406.
Пунктом 44 Основ ценообразования N 406 утверждено, что расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом.
Затраты по статье "Расходы на арендную плату" заявлены ООО "ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГП" в части оказываемых услуг водоотведения в размере 25 177,93 тыс. руб.
Органом регулирования, в свою очередь, по статье "Расходы на арендную плату" учтены в сумме 1 969,96 тыс. руб.
В подтверждение расходов на арендную плату регулируемая организация при корректировке регулируемых тарифов на 2018 год представила в Комитет договор аренды от 22.12.2014 N А22/09/01-2014, заключенный с ООО "ВОДОКАНАЛ "НЕВСКИЙ" (в т.ч. дополнительное соглашение от 01.01.2017 N б/н и дополнительное соглашение от 03.04.2017 N 3), инвентарные карточки по арендованным объектам, оборотно-сальдовую ведомость по счету 02 за ноябрь 2017 года и калькуляцию арендной платы за пользование имуществом ООО "ВОДОКАНАЛ "НЕВСКИЙ" с указанием стоимости амортизации и налога на имущество.
Орган регулирования отмечает, что проанализировав представленные документы, Комитетом выявлено, что в договоре аренды имущества в редакции с дополнительным соглашением сроки действия заканчиваются 31.12.2017 г., в инвентарных карточках учета объектов основных средств (форма N ОС-6) не указаны амортизационные группы, и нет записи в графе (5) "Изменения первичной стоимости объекта основных средств".
Также в направленном отзыве Комитет указывает на то, что расходы по арендной плате не приняты органом регулирования в соответствии с пунктом 10 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения", который гласит, что мероприятия по модернизации и (или) реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения, обеспечивающие изменение технических характеристик этих объектов и предполагающие изменение первоначальной (полной) стоимости модернизируемого и (или) реконструируемого объекта должны проводиться на основании утвержденной комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области инвестиционной программы.
Таким образом, Комитет считает, что у регулируемой организации должна быть разработана и утверждена инвестиционная программа, подтверждающая увеличение стоимости арендуемого ООО "ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГП" имущества с 1 574,7 тыс. руб./год до 25 177,93 тыс. руб./год.
ФАС России проанализированы представленные данные Заявителя и Респондента, в соответствии с которыми выявлено, что Комитетом по данной статье принята сумма договора аренды от 22.12.2014 N А22/09/01-2014 в соответствии с последним заключенным дополнительным соглашением от 03.04.2017 N 3, пролонгирующим его действие, в соответствии с которым размер арендной платы составляет 1 623,52 тыс. руб./год. При этом дополнительного соглашения о расторжении данного дополнительного соглашения не было представлено Заявителем ни в Комитет, ни в ФАС России.
Вместе с тем, регулируемой организацией заявлены требования по данной статье в соответствии с дополнительным соглашением от 01.01.2017 N б/н к договору аренды от 22.12.2014 N А22/09/01-2014, в соответствии с которым действие договора ограничено 31.12.2017 г., а сумма договора составляет 25 177,93 тыс. руб.
Кроме того, в направленных Заявителем в ФАС России и в Комитет документах отсутствует подтверждение экономической обоснованности увеличения арендной платы в соответствии с дополнительным соглашением от 01.01.2017 N б/н, в том числе отсутствует подтверждение проведения ООО "ВОДОКАНАЛ "НЕВСКИЙ" мероприятий по модернизации и (или) реконструкции арендуемых ООО "ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГП" объектов централизованных систем водоснабжения.
При этом в представленных инвентарных карточках учета объектов основных средств (форма N ОС-6) не отражено изменение первоначальной стоимости объектов основных средств в графе (5) в связи с проведением модернизации, реконструкции, достройки, дооборудования, в том числе отсутствуют указание видов операций в рамках осуществления данных мероприятий, документы и их реквизиты, подтверждающие факт осуществления операций по изменению первоначальной стоимости объектов основных средств, понесенные затраты, а лишь отражена сумма первоначальной стоимости арендуемых объектов на дату принятия к бухгалтерскому учету (22.12.2014 г.), которая не соответствует (больше) размеру арендной платы за пользование имуществом, установленной в договоре аренды от 22.12.2014 N А22/09/01-2014 при его заключении. Так, стоимость данного договора на момент его подписания (22.12.2014 г.) составляла 1 574,7 тыс. руб./год, при том, что амортизационные отчисления только по одному объекту (Канализационная насосная станция), в соответствии с первоначальной стоимостью на дату принятия к бухгалтерскому учету и срока полезного использования по форме N ОС-6, составляют 4 182,39 тыс. руб./год, что свидетельствует об увеличении первоначальной стоимости объектов.
В связи с чем, ФАС России считает необходимым отказать в удовлетворении требований ООО "ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГП" по статье "Расходы на арендную плату" в 2018 году в части оказываемых услуг водоотведения.
На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения данного вопроса на заседании Комиссии, приказываю:
1. Признать Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области нарушившим пункты 45, 95 Методических указаний N 1746-э.
2. Частично удовлетворить требования ООО "ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГП", указанные в заявлениях о разногласиях, связанных с установлением и применением цен (тарифов) в сфере водоотведения (исх. от б/н б/д, вх. от 12.01.2018 N 3700/18; исх. от 13.02.2018 N 26, вх. от 20.02.2018 рег. N 26695/18), к Комитету по тарифам и ценовой политике Ленинградской области.
3. Предписать органу регулирования в срок до 30.06.2018 (включительно) пересмотреть экономически обоснованный уровень расходов по статье "Операционные расходы" на 2018 год в части оказываемых услуг водоотведения с учетом мотивировочной части настоящего приказа.
4. Органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения:
- с 01.07.2018 установить (ввести в действие) тарифы на услугу водоотведения, оказываемые потребителям ООО "ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГП" на 2018 год, с учетом пункта 3 настоящего приказа.
5. В остальной части отказать в удовлетворении требований ООО "ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГП".
6. Рекомендовать органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения пересмотреть долгосрочные параметры и тариф ООО "ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГП" на водоотведение на 2018 год в соответствии с подпунктом "е" пункта 33 Основ ценообразования N 406 и пунктом 9 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406.
7. Об исполнении настоящего приказа органу регулирования Ленинградской области в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 3, 4, и 6 настоящего приказа решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, принятие которых предписано пунктами 3, 4 и 6 настоящего приказа;
- протоколов заседаний правления Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, на которых принимались вышеуказанные решения.
8. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России С.А. Пузыревского.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.