В целях выполнения мероприятий по внедрению системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований, предусмотренных сводным паспортом реализации проектов стратегического направления "Реформа контрольной и надзорной деятельности" в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным на заседании проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" (протокол от 21 февраля 2017 г. N 13 (2), приказываю:
Утвердить прилагаемый доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного строительного надзора (за исключением вопросов федерального государственного строительного надзора в области использования атомной энергии) и федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства за 3 месяца 2018 года.
Руководитель |
А.В. Алёшин |
Утвержден
приказом Федеральной службы
по экологическому,
технологическому
и атомному надзору
от 25 июня 2018 года N 275
Доклад
о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного строительного надзора (за исключением вопросов федерального государственного строительного надзора в области использования атомной энергии) и федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства за 3 месяца 2018 года
Общие положения
Целями обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
обеспечение единства практики применения Ростехнадзором федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (далее - обязательные требования);
обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Ростехнадзора путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;
совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций.
Задачами обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
выявление проблемных вопросов, применяемых Ростехнадзором обязательных требований;
выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация;
выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;
подготовка предложений по совершенствованию законодательства;
выявление типичных нарушений обязательных требований с их классификацией по тяжести последствий (размеру причинённого вреда) и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.
Федеральный государственный строительный надзор (за исключением федерального государственного строительного надзора в области использования атомной энергии) и федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства
При осуществлении федерального государственного строительного надзора применяются следующие основные нормативные правовые акты:
Градостроительный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации";
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора (контроля) и муниципального контроля";
Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений";
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521 "Об утверждении Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений";
постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме";
постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства".
За 3 месяца 2018 года территориальными органами Ростехнадзора при осуществлении федерального государственного строительного надзора проведено 2792 проверки, в ходе 1268 из которых выявлено 15822 нарушений, наложено 1706 административных наказаний.
Типовые нарушения на объектах федерального государственного строительного надзора:
несоблюдение требований проектной документации, технических регламентов, сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, применение строительных материалов (изделий) не отвечающих установленным требованиям при выполнении работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства;
строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство;
нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора органы исполнительной власти извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства или неуведомление органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, о сроках завершения работ, которые подлежат проверке;
продолжение работ до составления актов об устранении выявленных уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора органами недостатков при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства;
эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию;
выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства лицом, не являющимся членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если для выполнения таких работ членство в такой саморегулируемой организации является обязательным;
входной контроль проектной документации объекта капитального строительства, проведение строительного контроля в процессе строительства, реконструкции объектов капитального строительства, приемка законченных видов и отдельных этапов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства проводится должностными лицами, сведения о которых не включены в национальный реестр специалистов в области строительства;
нарушения требований к составу и порядку ведения исполнительной документации (журналов производства работ; актов освидетельствования скрытых работ, ответственных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения; исполнительных геодезических схем, актов испытания и опробования технических устройств, систем инженерно-технического обеспечения; результатов экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля; документов, подтверждающих проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов (изделий);
несоблюдение требований энергетической эффективности при строительстве, реконструкции, зданий, строений, сооружений, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
отсутствуют или не могут быть применены документы, подтверждающие соблюдение требований технических регламентов к строительным материалам (изделиям), в отношении которых предусмотрена обязательная сертификация;
нарушения действующих санитарных правил и гигиенических нормативов при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства;
несоблюдение экологических требований при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства;
нарушение требований пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения при строительстве, реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
С 1 июля 2017 года вступили в силу изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, внесенные Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которыми в частности при осуществлении инженерных изысканий, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства отменены свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдаваемые саморегулируемыми организациями.
Установлено требование о членстве в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, в области архитектурно-строительного проектирования, в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства только для индивидуальных предпринимателей и юридических, выполняющих работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором. Также установлено, что выполнение работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий, специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистами по организации строительства соответственно, которые имеют право осуществлять по трудовому договору, заключенному с индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, трудовые функции по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства в должности главного инженера проекта, главного архитектора проекта, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или в национальный реестр специалистов в области строительства.
С целью приведения в соответствие с нормами Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации":
приказом Ростехнадзора от 11 октября 2017 г. N 419 внесены изменения в Административный регламент по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти, утвержденный приказом Ростехнадзора от 31 января 2013 г. N 38;
приказом Ростехнадзора от 9 ноября 2017 г. N 470 внесены изменения в Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (РД-11-02-2006), утвержденные приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. N 1128.
22 марта 2018 года проведен веб-семинар с территориальными органами Ростехнадзора по вопросам осуществления государственного строительного надзора на тему "Требования к организации строительного производства при строительстве новых, а также расширении и реконструкции действующих объектов (предприятий, зданий, сооружений и их комплексов").
В органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять региональный государственный строительный надзор, направлено 2 ответа на обращения с разъяснениями законодательства в области градостроительной деятельности.
Кроме того, ответы на часто задаваемые вопросы, связанные с соблюдением требований градостроительного законодательства, размещены на официальном сайте Ростехнадзора по адресу http://www.gosnadzor.ru/building/gosbuilding/FAQ.
Государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций осуществляется в отношении саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
Полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в данной сфере распределены между Минстроем России и Минэкономразвития России.
При осуществлении государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций применяются следующие основные законодательные и нормативные правовые акты:
Градостроительный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях";
Федеральный закон от 12 октября 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "12 января 1996 г."
Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации";
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора (контроля) и муниципального контроля";
постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 1202 "Об утверждении Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций";
постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 970 "О требованиях к кредитным организациям, в которых допускается размещать средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства";
постановление Правительства Российской Федерации от 11 мая 2017 г. N 559 "Об утверждении минимальных требований к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов";
постановление Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. N 469 "Об утверждении Правил размещения и (или) инвестирования средств компенсационного фонда возмещения вреда саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства".
За 3 месяца 2018 года Ростехнадзором и территориальными органами проведено 100 проверок в отношении 91 саморегулируемой организации, в том числе:
внеплановые проверки в соответствии с частью 4 статьи 55.19 Градостроительного кодекса Российской Федерации - 18;
внеплановые проверки по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 13 сентября 2017 г. N ДК-П9-6031 - 18;
внеплановые проверки по контролю за исполнением предписаний - 64.
Общая сумма наложенных штрафов, по результатам контрольно-надзорных мероприятий, в том числе проведенных территориальными органами Ростехнадзора составляет 213 тыс. рублей.
В судебном порядке обжалованы результаты 19 проверок.
Основные типовые нарушения, допускаемые саморегулируемыми организациями в 2018 году и выявленные в ходе проведения проверок:
несоблюдение требований законодательства Российской Федерации при разработке внутренних документов;
несоблюдение требований статей 55.4, 55.16 и 55.16-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части формирования и размещения средств компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемой организации в установленном размере;
нарушение требований части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и части 1 статьи 55.16-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части открытия специального банковского счета в российской кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и размещения на таком счете средств компенсационного фонда саморегулируемой организации;
несоблюдение порядка приема в члены саморегулируемой организации, порядка исключения сведений из реестра членов;
нарушение требований частей 6, 7 и 13 статьи 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации";
несоблюдение требований информационной открытости, установленных Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", Градостроительным кодексом Российской Федерации и Требованиями к обеспечению саморегулируемыми организациями доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальных сайтах саморегулируемых организаций, а также требований к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами таких саморегулируемых организаций, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 31 декабря 2013 г. N 803 (зарегистрирован Минюстом России 31 марта 2014 г., рег. N 31780).
В рамках осуществления профилактики нарушений проводятся рабочие совещания с руководителями саморегулируемых организаций по процедуре подтверждения соответствия саморегулируемых организаций требованиям законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности в соответствии с частью 3 статьи 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и по проведению внеплановых проверок саморегулируемых организаций во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 13 сентября 2017 г. N ДК-П9-6031 о проверке исполнения саморегулируемыми организациями, основанными на членстве лиц, осуществляющих строительство или подготовку проектной документации или выполняющих инженерные изыскания, требований законодательства, регулирующего деятельность таких организаций.
На официальном сайте Ростехнадзора по адресу http://www.gosnadzor.ru/building/inspect/FAQ размещены и поддерживаются в актуальном состоянии ответы на часто задаваемые вопросы, связанные с соблюдением требований законодательства о саморегулируемых организациях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 июня 2018 г. N 275 "Об утверждении доклада о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного строительного надзора (за исключением вопросов федерального государственного строительного надзора в области использования атомной энергии) и федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства за 3 месяца 2018 года"
Текст приказа официально опубликован не был