Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 мая 2018 г. N 03-01-11/34477
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает.
Порядок исчисления и уплаты акцизов установлен главой 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В соответствии со статьей 181 Кодекса к подакцизным товарам, в частности, относятся алкогольная и табачная продукция.
В соответствии со статьей 179 Кодекса налогоплательщиками акциза признаются организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, определяемые в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. При этом организации и вышеуказанные лица признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению акцизом в соответствии со статьей 182 Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 204 Кодекса акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту производства таких товаров.
При установлении ставок акцизов на подакцизные товары учитывается необходимость решения одновременно нескольких задач: формирование доходной базы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, за счет средств которых финансируются основные социально значимые государственные программы, в частности, образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение.
Введение государственной монополии на производство и продажу, в том числе экспорт, алкогольной и табачной продукции потребует значительных затрат федерального бюджета, связанных с необходимостью приобретения государством имущественного комплекса, находящегося в собственности лиц, осуществляющих производство и продажу указанных подакцизных товаров.
Кроме того, принятие решения о введении государственной монополии на продажу алкогольной и табачной продукции приведет к значительному сокращению хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по продаже алкогольной и табачной продукции, ограничению конкуренции и предпринимательства на алкогольном и табачном рынке, установлению монопольно высоких цен.
Учитывая изложенное, предложение о введении государственной монополии на производство и продажу алкогольной и табачной продукции вместо акцизов не поддерживается.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.