Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 15 мая 2018 г. N 03-04-06/32448
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц доходов в виде суммы прощенной задолженности по ипотечному жилищному кредиту (займу) и материальной выгоды и сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н, в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Минфина России, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняем следующее.
Случаи освобождения от налогообложения доходов физических лиц, получаемых при прекращении (полном или частичном) обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу), установлены в пункте 65 статьи 217 Кодекса.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 65 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы в виде суммы задолженности по ипотечному жилищному кредиту (займу) и материальной выгоды при частичном прекращении обязательства по ипотечному жилищному кредиту (займу), выданному в период до 1 октября 2014 года кредитной организацией, находящейся на территории Российской Федерации, налогоплательщику, не являющемуся взаимозависимым лицом с такой кредитной организацией.
Таким образом, при соблюдении условий, установленных пунктом 65 статьи 217 Кодекса, доходы в виде суммы задолженности по ипотечному жилищному кредиту (займу) и материальной выгоды при частичном прекращении обязательства по ипотечному жилищному кредиту (займу) освобождаются от налогообложения на основании указанной нормы.
При этом следует учитывать следующее.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" предусмотрено, что по договору о залоге недвижимого имущества (договору об ипотеке) одна сторона - залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой, имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимости заложенного недвижимого имущества другой стороны - залогодателя преимущественно перед другими кредиторами залогодателя, за изъятиями, установленными федеральным законом.
В этой связи обязательства должника по ипотечному жилищному кредиту (займу) могут быть погашены полностью или частично из стоимости заложенного недвижимого имущества. При этом в случае прекращения обязательства должника в соответствующей части и по указанному основанию, дохода, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц, не возникает.
Пункт 65 статьи 217 Кодекса не содержит ограничений в отношении способа частичного прекращения обязательства по ипотечному жилищному кредиту (займу).
В этой связи, если соглашением между банком и заемщиком предусмотрено частичное прекращение обязательств заемщика по ипотечному жилищному кредиту (займу) в связи с прощением долга при условии частичного прекращения обязательств заемщика путем погашения долга за счет денежных средств, полученных от добровольной реализации заложенного недвижимого имущества, то к доходам заемщика, возникающим в связи с прощением части долга, по мнению Департамента, при соблюдении иных условий могут применяться положения абзаца четвертого пункта 65 статьи 217 Кодекса.
В случае полного прекращения обязательства по ипотечному жилищному кредиту (займу), выданному в период до 1 октября 2014 года кредитной организацией, находящейся на территории Российской Федерации, налогоплательщику, не являющемуся взаимозависимым лицом с такой кредитной организацией, к доходам заемщика, возникающим в связи с прощением долга, положения абзаца четвертого пункта 65 статьи 217 Кодекса не применяются.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым агентам и налоговым органам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента |
А.В. Сазанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.