Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 июня 2018 г. N 91-АПГ18-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Зинченко И.Н.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Собрания депутатов сельского поселения "Спицинская волость" Гдовского района Псковской области на решение Псковского областного суда от 24 января 2018 года, которым удовлетворен административный иск общества с ограниченной ответственностью "Бриг" о признании недействующим решения Собрания депутатов сельского поселения "Спицинская волость" Гдовского района Псковской области от 18 сентября 2017 года N 60 "О предотвращении транспортной блокады жителей деревень Подборовье, Подолешье и Каменная стража".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителей общества с ограниченной ответственностью "Бриг" Осьминина Е.Д. и Сорокина А.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
18 сентября 2017 года Собранием депутатов сельского поселения "Спицинская волость" Гдовского района Псковской области принято решение N 60 "О предотвращении транспортной блокады жителей деревень Подборовье, Подолешье и Каменная стража" (далее - решение).
Названным решением временно, до устранения предаварийного состояния моста через реку Прутачка, расположенного на 0 + 810 м автомобильной дороги местного значения "Островцы-Подборовье", ограничено движение по мосту через реку Прутачка транспортным средствам полной массой свыше 12 тонн (пункт 1).
Главе сельского поселения "Спицинская волость" поручено установить знаки 3.11 ПДД Российской Федерации" 12 тн" согласно действующим нормативам (пункт 2).
Водителям грузовых автомобилей полной массой свыше 12 тонн предписано использовать объездную дорогу через деревню Низовцы (пункт 3).
Данное решение подлежит направлению в ГИБДД Гдовского района, в ГИБДД Псковской области, в администрацию Гдовского района, в администрацию Псковской области для информирования водителей грузовых транспортных средств о сроках ограничения движения по мосту через реку Прутачка и о маршруте объезда (пункт 4).
Пунктом 5 решения определено, что срок окончания временного ограничения движения транспортных средств общей массой свыше 12 тонн по мосту через реку Прутачка - окончание работ по устранению предаварийного состояния моста через реку Прутачка, согласно официальному решению уполномоченного органа власти.
Решение подлежит опубликованию на официальном сайте муниципального образования "Гдовский район Псковской области" и в газете "Гдовская заря" (пункт 6) и вступает в силу после его официального опубликования (пункт 7).
ООО "Бриг" обратилось в суд с административным иском к Собранию депутатов сельского поселения "Спицинская волость" Гдовского района Псковской области о признании не действующим со дня принятия указанного решения.
В обоснование заявленных требований, административный истец указал на то, что транспортная доступность к кварталам лесозаготовки, где общество осуществляет свою хозяйственную деятельность, обеспечивается проездом через автодорожный мост через реку Прутачка. Оспариваемым решением ограничено движение по мосту через реку Прутачка для автомобильного транспорта полной массой свыше 12 тонн, в результате чего хозяйственная деятельность общества фактически пресекается, чем нарушаются его права и интересы.
Решением Псковского областного суда от 24 января 2018 года административный иск ООО "Бриг" удовлетворен, решение Собрания депутатов сельского поселения "Спицинская волость" Гдовского района Псковской области N 60 от 18 сентября 2017 года признано недействующим со дня его принятия.
В апелляционной жалобе Собрания депутатов сельского поселения "Спицинская волость" Гдовского района Псковской области ставится вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
В соответствии с частью 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1). Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
В силу пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за их сохранностью и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального района.
Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения (часть 4 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Статьей 30 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться: при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог; в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения (подпункты 1 и 2 части 1).
Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 2.1).
Процедура введения временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, местного значения, участкам таких дорог на территории Псковской области закреплена в Порядке осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, местного значения, утвержденном постановлением администрации Псковской области от 30 января 2012 года N 36.
Пунктом 1.3 названного Порядка установлено, что временные ограничение или прекращение движения вводятся на основании соответствующего распорядительного акта о введении временных ограничения или прекращения движения, за исключением случаев, предусмотренных разделами 2 и 4 Порядка.
Акт о введении ограничения для автомобильных дорог местного значения принимается уполномоченными органами местного самоуправления (пункт 1.4.2 Порядка).
Согласно пункту 2 статьи 28 Устава муниципального образования "Гдовский район" администрация района по вопросам местного значения:
управляет и распоряжается муниципальной собственностью в соответствии с порядком, установленным Собранием депутатов района (подпункт 1);
организует транспортное обслуживание населения между поселениями в границах муниципального района, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 8).
Как видно из материалов дела и установлено судом, 5 декабря 2016 года между администрацией Гдовского района Псковской области и администрацией сельского поселения "Спицинская волость" Гдовского района Псковской области заключено соглашение, согласно которому администрация района передает администрации поселения отдельные полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, обеспечение безопасности дорожного движения на них, муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Собрание депутатов сельского поселения "Спицинская волость" Гдовского района Псковской области не является уполномоченным органом на издание оспариваемого акта, поскольку принятие такого решения в данном случае отнесено к компетенции администрации сельского поселения, которая в силу названного соглашения наделена такими полномочиями.
Отсутствие полномочий у административного ответчика на принятие оспариваемого решения является самостоятельным основанием для удовлетворения административного иска.
Кроме того Судебная коллегия считает правильными выводы суда о нарушении процедуры принятия оспариваемого решения.
В соответствии со статьей 21 Устава муниципального образования "Спицинская волость" Собрание депутатов состоит из 7 депутатов. Заседания Собрания депутатов правомочны при наличии на них более половины депутатов от установленной численности депутатов (пункт 1).
Собрание депутатов решает вопросы, отнесенные к его компетенции, на сессиях. Под сессией понимается одно или несколько заседаний представительного органа, посвященных обсуждению единой повестки дня. Очередные сессии созываются главой сельского поселения не реже одного раза в три месяца. Внеочередные сессии созываются Главой сельского поселения по собственной инициативе или по инициативе не менее 1/3 депутатов (пункт 3).
Судом установлено, что 18 сентября 2017 года сессия Собрания депутатов "Спицинская волость" не созывалась, повестка дня не формировалась, голосование депутатов осуществлялось посредством опроса главой сельского поселения мнения депутатов в телефонном разговоре с ними.
В связи с этим является обоснованным вывод суда о том, что оспариваемый акт принят с нарушением установленной Уставом процедуры.
Не имеет правового значения утверждение 30 октября 2017 года на 17-й сессии третьего созыва Собрания депутатов сельского поселения "Спицинская волость" ранее принятого путем опроса оспариваемого решения от 18 сентября 2017 года, опубликованного в газете "Гдовская заря" 6 октября 2017 года и размещенного на интернет - сайте Гдовского района в сентябре 2017 года, так как принятие оспариваемого акта, его публикация и вступление в законную силу произошли до дня проведения указанной сессии Собрания депутатов.
Вопреки доводам апелляционной жалобы Собрание депутатов не обладает полномочиями по осуществлению дорожной деятельности.
Как указывалось выше отдельные полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, обеспечение безопасности дорожного движения на них, муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации переданы администрацией Гдовского района администрации сельского поселения "Спицинская волость" Гдовского района, а не Собранию депутатов сельского поселения "Спицинская волость".
При таких обстоятельствах, решение суда об удовлетворении административного иска следует признать законным и обоснованным.
По доводам апелляционной жалобы такое решение отменено быть не может, поскольку они направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами процессуального закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Псковского областного суда от 24 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Собрания депутатов сельского поселения "Спицинская волость" Гдовского района Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 июня 2018 г. N 91-АПГ18-2
Текст определения официально опубликован не был