Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 июня 2018 г. N 67-КГ18-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Калининой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе войсковой части 2668 на решение Центрального районного суда города Новосибирска Новосибирской области от 22 мая 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 8 августа 2017 года, которыми отказано в удовлетворении административного иска войсковой части N 2668 к мэрии города Новосибирска об оспаривании постановления мэрии города Новосибирска от 21 ноября 2012 года N 11896 "О заключении договора аренды жилых помещений с войсковой частью 2668".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., а также объяснение представителя войсковой части 2668 Финагина В.С., поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
войсковая часть N 2668 обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, в обоснование которого было указано, что постановлением мэрии города Новосибирска от 15 апреля 1997 года N 387 Сибирский округ внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации принял на баланс помещения общежития в блок-секциях "А", "Б", общей площадью 209,75 квадратных метров, расположенные по адресу: город Новосибирск, ... улица, дом ... На основании приказа командующего войсками Сибирского округа внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации от 4 сентября 2000 года N 191 и постановления мэрии города Новосибирска от 31 декабря 1999 года N 1948 войсковая часть 7626 Сибирского округа внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации приняла на баланс помещения общежития в блок-секции "Д", площадью 56,6 квадратных метров, расположенные по адресу: города Новосибирск, ... улица, дом ... Распоряжением комитета по управлению государственным имуществом администрации Новосибирской области от 20 июня 2001 города N 746-р указанные жилые помещения были закреплены за войсковой частью 7626 Сибирского округа внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации на праве оперативного управления.
В дальнейшем указанные жилые помещения приказом департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска от 25 сентября 2002 года N 510-од были переданы от Сибирского округа внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации муниципальному учреждению "Управление жилищного хозяйства Центрального района" на обслуживание, эксплуатацию и ответственное хранение. Пунктом 9 этого приказа предусмотрено заключение с Сибирским округом внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации договора о передаче в безвозмездное пользование общежитий общей площадью 266,35 квадратных метров, расположенных по адресу: города Новосибирск, ... улица, дом ... Указанные жилые помещения распределялись между военнослужащими войсковой части 7626 Сибирского округа внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, в последующем между военнослужащими войсковой части 2668 Сибирского регионального командования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации. 21 ноября 2012 года мэрией города Новосибирска принято постановление N 11896 "О заключении договора аренды жилых помещений с войсковой частью 2668", в соответствии с которым жилые помещения площадью 172,2 квадратных метра цокольного этажа дома ... на улице ... в городе Новосибирске согласно Перечню исключены из муниципального специализированного жилищного фонда и включены в муниципальный жилищный фонд коммерческого использования города Новосибирска. С указанной даты войсковая часть 2668 вынуждена арендовать указанные жилые помещения, вследствие чего происходит необоснованный расход федеральных бюджетных средств.
Решением Центрального районного суда города Новосибирска Новосибирской области от 22 мая 2017 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 8 августа 2017 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе войсковая часть 2668 просит судебные акты отменить и принять по административному делу новое решение.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2018 года кассационная жалоба с административным делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Против удовлетворения кассационной жалобы мэрией города Новосибирска представлены письменные возражения.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие существенные нарушения норм материального и процессуального права допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что оспариваемое постановление мэрии города Новосибирска не является нормативным правовым актом, поскольку не распространяет свое действие на неопределенный круг лиц, не рассчитано на неоднократное применение. В связи с чем, по мнению судов, данное постановление могло быть оспорено в суде в порядке статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом установленного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячного срока на подачу в суд искового заявления со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Указав на то, что административным истцом без уважительных причин пропущен срок на подачу искового заявления, суды, сославшись на часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришли к выводу об отказе в удовлетворении административного иска войсковой части 2668 по этому основанию.
При этом по существу законность оспариваемого постановления мэрии города Новосибирска не проверялась.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Оспариваемым постановлением предусмотрено исключение жилых помещений площадью 172,2 квадратных метра цокольного этажа дома ... на улице ... в городе Новосибирске согласно Перечню из муниципального специализированного жилищного фонда и включение этих помещений в муниципальный жилищный фонд коммерческого использования города Новосибирска. Фактически постановлением мэрии города Новосибирска от 21 ноября 2012 года N 11896 изменен правовой статус жилых помещений.
С учетом того, что муниципальный жилищный фонд коммерческого использования города Новосибирска предназначен для проживания отдельных категорий граждан, в том числе в настоящее время и для военнослужащих войсковой части 2668 (в связи с заключенным договором между войсковой частью 2668 и мэрией города Новосибирска), состав лиц, на которых распространяет свое действие оспариваемое постановление, невозможно определить. Следовательно, оспариваемое постановление содержит нормы, являющиеся обязательными для неопределенного круга лиц.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в числе иных полномочий: учет муниципального жилищного фонда; ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; осуществление муниципального жилищного контроля; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Уставом города Новосибирска предусмотрено, что мэрия является исполнительным органом муниципального образования, обладает правами юридического лица и в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты в форме постановлений и распоряжений.
При рассмотрении и разрешении административного дела суды первой и апелляционной инстанций не учли, что оспариваемое постановление мэрии города Новосибирска, которым орган местного самоуправления изменяет правовой статус жилых помещений, представляет собой официальный документ, принятый в определенной законом форме, который является нормативным правовым актом.
При таких обстоятельствах вывод судов первой и апелляционной инстанций о пропуске административным истцом срока для оспаривания указанного постановления не может быть признан правильным, поскольку в силу части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Учитывая, что судами первой и апелляционной инстанций допущены ошибки в применении норм процессуального права, которые повлияли на исход рассмотрения административного дела, обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Поскольку отказ в удовлетворении административного иска был обусловлен судом только пропуском административным истцом срока на обращение с административным исковым заявлением в суд и по существу законность оспариваемого постановления мэрии города Новосибирска судом не проверялась, административное дело подлежит направлению в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховной Суда Российской Федерации определила:
решение Центрального районного суда города Новосибирск Новосибирской области от 22 мая 2017 года и апелляционное определении судебной коллегии по административным делам Новосибирского областной суда от 8 августа 2017 года отменить.
Административное дело по административному иску войсковой части N 2668 к мэрии города Новосибирска об оспаривании постановления мэрии города Новосибирска от 21 ноября 2012 года N 11896 "О заключена договора аренды жилых помещений с войсковой частью 2668" направить на новое рассмотрение в Центральный районный суд города Новосибирска Новосибирской области в ином составе судей.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 июня 2018 г. N 67-КГ18-9
Текст определения официально опубликован не был