Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 июня 2018 г. N 5-КГ17-266
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Калининой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Шабанова И.А. на определение судьи Пресненского районного суда города Москвы от 10 марта 2017 года, которым отказано в принятии его административного искового заявления к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании действий, а также на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 22 июня 2017 года, которым указанное определение судьи оставлено без изменения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Шабанов И.А. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, выразившихся в отказе переоформить документы на жилое помещение и в отказе отменить решение о снятии с жилищного учета.
В обоснование своих требований административный истец ссылался на то, что неоднократно обращался в адрес административного ответчика с заявлениями, в которых указывал на неправомерные действия, связанные с оформлением документов на представленное жилое помещение. 14 декабря 2016 года он получил правоустанавливающие документы на жилое помещение. В частности, административным ответчиком было предоставлено решение от 24 октября 2016 года N Д-299/2016, согласно которому Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации самостоятельно определил порядок пользования Шабановым И.А. жилым помещением, предоставленным ему в собственность, а также распределил объемы прав на данное жилое помещение между членами семьи административного истца. Также административному истцу предоставлено решение от 24 октября 2016 года N Р-637/2016, согласно которому он был снят с жилищного учета. Полагая, что данные документы оформлены с нарушением законодательства Российской Федерации, он обратился к административному ответчику с заявлением, в котором просил переоформить предоставленные документы. 28 января 2017 года им получен ответ административного ответчика от 23 января 2017 года N 194/1/ДЖ-09631/541, согласно которому ему сообщается, что оснований для удовлетворения его просьб не имеется. Считает, что действия административного ответчика по самостоятельному определению режима пользования жилым помещением, распределению долей в предоставляемом жилье между членами его семьи, а также решение о его снятии с жилищного учета до момента предоставления правоустанавливающих документов являются незаконными.
Определением судьи Пресненского районного суда города Москвы от 10 марта 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 22 июня 2017 года, в принятии административного искового заявления отказано в связи с тем, что требования Шабанова И.А. подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
В кассационной жалобе Шабанов И.А. просит названные судебные акты отменить.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2018 года кассационная жалоба с материалом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы административного иска, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие существенные нарушения норм процессуального права допущены при рассмотрении вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 года N 1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации определен уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации права на жилище военнослужащих.
Согласно пункту 2 Положения о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 декабря 2010 года N 1888, Департамент предназначен для обеспечения реализации права на жилище военнослужащим, гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей.
В силу пункта 7 названного Положения основными задачами Департамента являются: организация обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; участие в разработке правовых актов по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; организация работы в Министерстве обороны по выполнению государственных программ жилищного обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; координация и контроль деятельности организаций.
Из материала по административному исковому заявлению следует, что письмом от 23 января 2017 года N 194/1/ДЖ-09631/541 за подписью исполняющего обязанности начальника 1-го отдела Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации Шабанову И.А. сообщено о рассмотрении Департаментом его обращений от 9 декабря 2016 года и от 14 декабря 2016 года по жилищному вопросу, которым он проинформирован о выполнении обязательства Министерства обороны Российской Федерации по обеспечению заявителя и членов его семьи жилым помещением в полном объеме и в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
Отказывая в принятии административного искового заявления Шабанова И.А. на основании пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья районного суда и суд апелляционной инстанции исходили из того, что Шабановым И. А. заявлены требования, связанные с защитой его жилищных прав, следовательно, имеется спор о праве, подлежащий разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Между тем, обращаясь в суд, Шабанов И.А. оспаривал действия уполномоченного органа государственной власти - Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, выразившиеся в отказе переоформить документы на жилое помещение и в отказе отменить решение о снятии с жилищного учета, при этом административный ответчик реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов в отношении заявителя. Следовательно, заявленные требования вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в порядке искового производства.
Главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрен порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Положениями части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданину предоставлено право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу приведенных норм требования административного истца, связанные с оспариванием действий Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве, поскольку спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон.
Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов в отношении заявителя. Законодательством не предусмотрено иного вида судопроизводства для оспаривания таких решений органа государственной власти, кроме как в порядке, установленным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, обжалуемые судебные акты нельзя признать законными, в связи с чем, данные судебные акты подлежат отмене. При отсутствии иных оснований для отказа в принятии к производству суда административного искового заявления Шабанова И.А., оставления данного заявления без движения и возращения этого заявления судье следовало принять указанное заявление к производству суда.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
определение судьи Пресненского районного суда города Москвы от 10 марта 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 22 июня 2017 года отменить.
Административное исковое заявление Шабанова И.А. к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании действий направить в Пресненский районный суд города Москвы для рассмотрения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 июня 2018 г. N 5-КГ17-266
Текст определения официально опубликован не был