Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 июня 2018 г. N 49-АПГ18-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 2 февраля 2018 года об удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Брют-Уфа" о признании недействующими пунктов 4015, 4016, 4017, 4018, 4019, 4020 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утверждённого приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29 декабря 2016 года N 2007 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л. А., объяснения представителей ООО "Брют-Уфа", ООО "Брют" Баевой Р.Р. и Ремаревского Р.Д., возражавших относительно доводов апелляционной жалобы., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
29 декабря 2016 года приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N 2007 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Пунктами 4015, 4016, 4017 в указанный Перечень включено здание с кадастровым номером 02:55:010907:20, а также помещения в нем с кадастровыми номерами 02:55:010907:40, 02:55:010907:42 и 02:55:010907:43 соответственно. Пунктами 4018, 4019, 4020 эти же помещения включены в Перечень как отдельные здания.
Общество с ограниченной ответственностью "Брют-Уфа" обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением о признании недействующими приведённых выше пунктов Перечня, указав в обоснование заявленных требований, что названные объекты недвижимости не подпадают под критерии, установленные статьёй 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций" и статьёй 378 Налогового кодекса Российской Федерации; включение их в Перечень на 2017 год неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 2 февраля 2018 года административное исковое заявление ООО "Брют-Уфа" удовлетворено, оспариваемые им положения признаны не действующими с момента принятия приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29 декабря 2016 года N 2007 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ООО "Брют-Уфа" и прокурором, участвующим в деле, представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (статьи 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статьёй 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций" на основании статьи 372, пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества. К объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены, в частности, административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв.м и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений) (пункт 1, статьи 2.1).
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признаётся использование не менее 20% его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Основаниями включения объектов недвижимости в Перечень на 2017 год послужило соответствие здания с кадастровым номером 02:55:010907:20 критерию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 3 статьи 378 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть по виду разрешённого использования земельного участка, на котором расположено здание.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "подпунктом 1 пункта 3 статьи 378 Налогового кодекса Российской Федерации" имеется в виду "подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации"
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, нежилое здание с кадастровым номером 02:55:010907:20 расположено на земельном участке с кадастровым номером 02:55:010907:16, имеющим вид разрешённого использования "занимаемый административным зданием".
Данный вид разрешённого использования, безусловно, не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, в связи с чем содержание вида разрешённого использования земельного участка должно быть установлено с учётом фактического использования объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке.
При таких данных включение указанного выше здания и помещений в нём в оспариваемые пункты Перечня лишь по критерию предусмотренного подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и без установления фактического использования зданий, является преждевременным.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что помещения в здании с кадастровым номером 02:55:010907:20 сдаются в аренду для размещения научно-исследовательского и проектного института ООО "РН-УфаНИПИнефть", основным видом деятельности которого являются: научные исследования и разработки в области естественных и технических наук, разработка программного обеспечения и консультирование в этой области, разработка проектов промышленных процессов и производств, относящихся к электротехнике, горному делу, химической технологии, машиностроению, а также в области промышленного строительства, системотехники и техники безопасности и др. Все помещения здания используются для размещения научных отделов, собственных сотрудников, в том числе административного персонала, которые непосредственно обеспечивают деятельность организации. Свободный доступ посторонних лиц во внутренние помещения невозможен, на территорию общества можно попасть только по заранее согласованным пропускам, соблюдается режим обеспечения сохранности сведений, составляющих государственную тайну.
Доказательств обратного административным ответчиком не представлено. Составленный в рамках рассмотрения дела акт фактического использования здания от 17 января 2018 года таким доказательством не является, поскольку составлен без учёта договоров аренды нежилых помещений и противоречит собранным по делу доказательствам.
При таких обстоятельствах выводы суда о неправомерности включения здания с кадастровым номером 02:55:010907:20 и помещений в нём в оспариваемые пункты Перечня соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
Исходя из изложенного и принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 2 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 июня 2018 г. N 49-АПГ18-8
Текст определения официально опубликован не был