Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 июня 2018 г. N 18-АПГ18-11
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Калининой Л.А.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе департамента имущественных отношений Краснодарского края и апелляционному представлению прокурора, участвующего в административном деле, на решение Краснодарского краевого суда от 10 января 2018 года, которым удовлетворен административный иск общества с ограниченной ответственностью "Ласковый берег" об оспаривании пунктов 30034 и 30040 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года N 2745.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., возражения против удовлетворения апелляционной жалобы и апелляционного представления представителя общества с ограниченной ответственностью "Ласковый берег" Штомпеля А.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит частичной отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года N 2745 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год (далее - Перечень).
Приказ вместе с Перечнем размещены на официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" diok.ru.
В Перечень под пунктами 30034 и 30040 включены объекты недвижимости с кадастровыми номерами 23:37:0203001:3521 и 23:37:0203001:4093.
Общество с ограниченной ответственностью "Ласковый берег", являясь собственником указанных объектов недвижимости, обратилось в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением и просило признать названные пункты Перечня не действующими со дня их принятия.
В обоснование своих требований заявитель сослался на то, что объекты недвижимости не обладают признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости; необоснованное включение объектов в Перечень приведет к завышению подлежащих уплате налогов на недвижимое имущество.
Решением Краснодарского краевого суда от 10 января 2018 года административный иск удовлетворен, признаны не действующими со дня принятия пункты 30034 и 30040 Перечня.
В апелляционной жалобе департамент имущественных отношений Краснодарского края и в апелляционном представлении прокурор, участвующий в административном деле, просят решение суда в части признания недействующим пункта 30034 Перечня отменить.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему выводу.
В суде первой инстанции административный ответчик и прокурор, участвующий в деле, согласились с административным иском в части исключения из Перечня объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 23:37:0203001:4093.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что здания с кадастровыми номерами 23:37:0203001:3521 и 23:37:0203001:4093 расположены на земельных участках, виды разрешенного использования которых не предусматривают размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также из того, что здание "столовая" входит в состав детского оздоровительного лагеря "Ласковый берег" и имеет предназначение "для обеспечения деятельности детского оздоровительного лагеря", а здание "кафе" фактически не используется. На момент включения объектов недвижимости в Перечень обследования в целях определения вида их фактического использования не проводилось.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с выводами суда первой инстанции в полной мере не согласилась.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Как видно из материалов административного дела, объекты капитального строительства с кадастровыми номерами 23:37:0203001:4093 (столовая) и 23:37:0203001:3521 (кафе) принадлежат на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "Ласковый берег" и расположены на земельных участках с кадастровыми номерами, соответственно: 23:37:0203001:4670 с видом разрешенного использования "детские оздоровительные лагеря и дачи дошкольных учреждений" и 23:37:0203001:4671 с видом разрешенного использования "дома отдыха, пансионаты, санатории; детские оздоровительные лагеря и дачи дошкольных учреждений; столовые, буфеты; объекты мелкорозничной торговли; спортивные и игровые площадки". Названные объекты недвижимого имущества входят в состав детского оздоровительного лагеря "Ласковый берег".
Основным видом деятельности общества с ограниченной ответственностью "Ласковый берег" является деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания.
Из материалов дела усматривается, что деятельность общества с ограниченной ответственностью "Ласковый берег", и в частности детского оздоровительного лагеря "Ласковый берег", направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления.
На момент включения объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами 23:37:0203001:3521 и 23:37:0203001:4093 в Перечень обследования с целью определения фактического использования не было проведено.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" отдых детей и их оздоровление - совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей.
СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 декабря 2013 года N 73, в качестве обязательных требований к соответствующим учреждениям отдыха и оздоровления детей предусматривают организацию полноценного питания детей, для чего должна быть обустроена столовая (пищеблок), которая располагается в зоне проживания детей, при этом территорию детского оздоровительного лагеря по периметру рекомендуется ограждать забором и полосой зеленых насаждений или другим ограждением естественного происхождения, территория детского оздоровительного лагеря планируется с учетом принципа функционального зонирования, с выделением соответствующих зон в зависимости от их функционального назначения: зона проживания, зона физкультурно-оздоровительных сооружений и зона хозяйственного и технического назначения.
Исходя из изложенного, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о том, что наличие здания столовой как такового является необходимым условием осуществления деятельности административного истца по организации отдыха и оздоровления детей.
Поскольку здание "столовая" (пункт 30040 Перечня) входит в состав детского оздоровительного лагеря "Ласковый берег", обеспечивает выполнение обществом санитарно-эпидемиологических требований по пребыванию детей на отдыхе, то есть фактическое использование столовой нельзя отнести к оказанию услуг общественного питания в том смысле, который следует из содержания подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, деятельность "столовой" в качестве объекта общественного питания самостоятельного значения не имеет, а также в связи с тем, что данное здание расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого не предусматривает размещение объектов общественного питания, то есть здание не соответствует критерию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, то Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации соглашается с выводом суда первой инстанции о неправомерности включения данного здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года N 2745.
Между тем Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не согласна с выводом суда первой инстанции о неправомерности включения в Перечень здания "кафе" (пункт 30034 Перечня). Данное здание также входит в состав детского оздоровительного лагеря "Ласковый берег" и может быть использовано для организации питания детей, пребывающих в данном лагере, однако, из материалов дела усматривается, что оно расположено на земельном участке с видом разрешенного использования, который предусматривает размещение объектов общественного питания и торговли (столовые, буфеты, объекты мелкорозничной торговли), что является самостоятельным основанием для включения здания в Перечень, вне зависимости от его фактического использования (подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, объект недвижимого имущества с кадастровым номером 23:37:0203001:3521 (пункт 30034 Перечня) соответствует критерию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и его включение в оспариваемый Перечень правомерно.
При таких обстоятельствах у уполномоченного органа имелись основания для включения здания "кафе" в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене в данной части.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края и апелляционное представление участвующего в административном деле прокурора удовлетворить.
Решение Краснодарского краевого суда от 10 января 2018 года в части признания не действующим пункта 30034 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года N 2745, отменить.
В указанной части принять по административному делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований общества с ограниченной ответственностью "Ласковый берег" о признании недействующим пункта 30034 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 года, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года N 2745, отказать.
В остальной части решение Краснодарского краевого суда от 10 января 2018 года оставить без изменения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 июня 2018 г. N 18-АПГ18-11
Текст определения официально опубликован не был