В соответствии с Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123 (далее - Правила N 123), Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России), рассмотрев заявление ООО "Кузбасская Энергокомпания" (исх. от 26.02.2018 N 274, вх. от 07.03.2018 N 34824/18) об отмене Постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 20.12.2017 N 692 "О внесении изменений в постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 01.07.2016 N 97 "Об установлении ООО "Кузбасская Энергокомпания" долгосрочных тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения), реализуемую на потребительском рынке г. Полысаево, на 2016-2019 годы", в части 2018 года, установила следующее.
ООО "Кузбасская Энергокомпания" (далее - Заявитель) полагает, что Региональной энергетической комиссией Кемеровской области (далее - РЭК Кемеровской области) при корректировке на 2018 г. тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) были допущены нарушения положений законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Расчет тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования N 1075, Правила регулирования тарифов N 1075), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э (далее - Методические указания N 760-э).
Долгосрочные тарифы на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения), реализуемую на потребительском рынке г. Полысаево, на 2016-2019 годы для ООО "Кузбасская Энергокомпания" были установлены Постановлением РЭК Кемеровской области от 01.07.2016 N 97 и скорректированы Постановлениями РЭК Кемеровской области от 06.12.2016 N 412, от 20.12.2017 N 692 в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования N 1075 с учетом фактических данных организации за истекший период регулирования и утверждением 07.12.2017 нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды.
Экономически обоснованная величина тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения для потребителей ООО "Кузбасская Энергокомпания" на период 01.01.2018 - 31.12.2018 установлена в размере:
|
Тариф на горячую воду для населения, |
||||
было (постановление 01.07.2016 N 97) |
стало (корректировка 20.12.17 N 692) |
||||
Изолированные стояки |
Неизолированные стояки |
||||
с п/с |
без п/с |
с п/с |
без п/с |
||
с 01.01.2018 |
123,53 |
101,37 |
100,32 |
106,13 |
101,90 |
с 01.07.2018 |
129,34 |
109,86 |
108,70 |
115,10 |
110,45 |
______________________________
* п/с - полотенцесушители
|
Тариф на горячую воду для прочих потребителей, (без НДС) |
||||
было (постановление 01.07.2016 N 97) |
стало (корректировка 20.12.17 N 692) |
||||
Изолированные стояки |
Неизолированные стояки |
||||
с п/с |
без п/с |
с п/с |
без п/с |
||
с 01.01.2018 |
104,69 |
85,91 |
85,02 |
89,94 |
86,36 |
с 01.07.2018 |
109,61 |
93,10 |
92,12 |
97,54 |
93,60 |
По мнению Заявителя, при корректировке тарифов на горячую воду органом регулирования были допущены нарушения действующего законодательства в сфере теплоснабжения, выразившиеся в следующем:
1. При принятии Постановления от 20.12.2017 N 692 РЭК Кемеровской области применены утвержденные 07.12.2017 нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Кемеровской области как для группы "население", так и для "прочих" потребителей. Также Заявитель полагает, что к постановлению об утверждении нормативов регулятор применил закон обратной силы.
2. В нарушение пункта 39 Правил регулирования тарифов N 1075, пункта 52 Основ ценообразования N 1075 у органа регулирования отсутствовали основания для корректировки необходимой валовой выручки.
3. В нарушение пункта 31 Правил регулирования тарифов N 1075, в оспариваемое Постановление регулятором не включена величина долгосрочных параметров регулирования, на основе которых были установлены тарифы на горячее водоснабжение.
По результатам анализа представленных со стороны Заявителя материалов, а также объяснений, полученных от органа регулирования, ФАС России установлено следующее.
1. В соответствии с пунктом 4 Постановления РЭК Кемеровской области от 07.12.2017 N 458 "Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Кемеровской области", оно вступает в силу с 01.01.2018, но не ранее чем через 10 дней после его официального опубликования.
Оспариваемое постановление от 20.12.2017 N 692 вступает в силу со дня его официального опубликования (опубликовано в электронном бюллетене РЭК Кемеровской области 21.12.2017).
При этом, в силу пунктов 8, 15 Основ ценообразования N 1075, долгосрочные тарифы на тепловую энергию устанавливаются на срок более 1 финансового года с календарной разбивкой по полугодиям и могут быть установлены с разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей. Таким образом, тарифы ООО "Кузбасская Энергокомпания", установленные постановлением от 20.12.2017 N 692, в соответствии с Основами ценообразования N 1075, вступают в законную силу также с 01.01.2018 г.
Таким образом, ФАС России не усматривает нарушений законодательства о теплоснабжении в части принятия нормативного правового акта об утверждении тарифов с учетом утвержденных нормативов.
2. По вопросу неправомерного применения, по мнению Заявителя, утвержденных нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды как для группы "население", так и для "прочих" потребителей (в число которых входят собственники и пользователи зданий, строений, сооружений, не являющихся многоквартирными жилыми домами), ФАС России установлено.
В соответствии с пунктом 1 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, Правила определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию. Отмечаем, что многоквартирные дома в указанном пункте указаны только в части содержания общего имущества.
Кроме того, в силу пункта 2 указанных Правил, "норматив потребления коммунальной услуги" - определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении в случаях, предусмотренных настоящими Правилами и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Учитывая изложенное, ФАС России не усматривает в действиях регулятора нарушений законодательства о теплоснабжении в части применения утвержденных нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Кемеровской области для разных категорий потребителей.
3. Касаемо доводов Заявителя об отсутствии у РЭК Кемеровской области оснований для корректировки необходимой валовой выручки ООО "Кузбасская Энергокомпания", ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования N 1075 орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями N 760-э с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования, в том числе, с учетом отклонений объема товаров (услуг), реализуемых в ходе осуществления регулируемой деятельности, от объема, учтенного при установлении тарифов для регулируемой организации, а также отклонений фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы органом регулирования при установлении тарифов.
В силу пункта 49 Методических указаний N 760-э, в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно уточняет плановую необходимую валовую выручку на каждый i-й год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования.
По информации РЭК Кемеровской области, корректировка долгосрочных тарифов ООО "Кузбасская Энергокомпания" осуществлена ввиду отклонения фактического полезного отпуска тепловой энергии на потребительский рынок от принятого в расчет при установлении тарифов на тепловую энергию на долгосрочный период регулирования.
Таким образом, ФАС России не усматривает нарушения законодательства РЭК Кемеровской области при корректировке необходимой валовой выручки ООО "Кузбасская Энергокомпания" в рамках долгосрочного периода регулирования.
4. По мнению Заявителя, в оспариваемое Постановление регулятором не включена величина долгосрочных параметров регулирования, на основе которых были установлены тарифы.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 31 Правил регулирования тарифов N 1075 решение органа регулирования принимается по форме, установленной регламентом, и включает, в том числе, величину долгосрочных параметров регулирования, на основе которых были установлены тарифы, в случае установления тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования.
В адрес ФАС России представлено концессионное соглашение N 1 от 08.06.2016 в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования "Полысаевский городской округ", которое содержит в себе Приложение N 8 "Долгосрочные параметры регулирования деятельности Концессионера (ООО "Кузбасская Энергокомпания").
В пункте 1.1 указанного договора концессии определено, что Концессионер обязуется осуществлять производство, передачу, распределение тепловой энергии с использованием недвижимого и технологически связанного с ним движимого имущества и иного имущества.
ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 12.1. статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" регулирующий орган обязан использовать долгосрочные параметры регулирования деятельности Концессионера, установленные концессионным соглашением, в качестве долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при формировании тарифов лишь в случае, если долгосрочные параметры не только установлены концессионным соглашением, но и в установленном Правительством Российской Федерации порядке согласованы с органом регулирования.
Аналогичное положение содержится в пункте 51 Основ ценообразования N 1075: для регулируемых организаций, владеющих объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения, долгосрочные тарифы устанавливаются на основе значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, предусмотренных конкурсной документацией и согласованных органом регулирования в порядке, установленном Правилами регулирования тарифов N 1075, а также значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, указанных в конкурсном предложении концессионера на право заключения концессионного соглашения.
Таким образом, хотя Заявитель и владеет объектами теплоснабжения на основании концессионного соглашения, однако орган регулирования при расчете тарифов на 2016 и последующие годы не применил указанные выше долгосрочные параметры регулирования деятельности Концессионера, так как они не были предварительно согласованы с органом регулирования и в договоре концессии не указан такой вид деятельности, как обеспечение горячего водоснабжения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 10 Правил N 123, в связи с отсутствием признаков превышения полномочий со стороны органа регулирования, по результатам рассмотрения заявления ООО "Кузбасская Энергокомпания" об отмене Постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 20.12.2017 N 692 в части 2018 года, а также в рамках осуществления ФАС России полномочий по контролю в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, приказываю:
1. В удовлетворении требований, указанных в заявлении ООО "Кузбасская Энергокомпания" (исх. от 26.02.2018 N 274, вх. от 07.03.2018 N 34824/18) об отмене Постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 20.12.2017 N 692 "О внесении изменений в постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 01.07.2016 N 97 "Об установлении ООО "Кузбасская Энергокомпания" долгосрочных тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения), реализуемую на потребительском рынке г. Полысаево, на 2016-2019 годы", в части 2018 года, отказать.
2. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России С.А. Пузыревского.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 13 июня 2018 г. N 800/18 "Об отсутствии оснований для отмены Постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 20.12.2017 N 692 "О внесении изменений в постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 01.07.2016 N 97 "Об установлении ООО "Кузбасская Энергокомпания" долгосрочных тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения), реализуемую на потребительском рынке г. Полысаево, на 2016-2019 годы", в части 2018 года"
Текст приказа официально опубликован не был