Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 июля 2018 г. N 74-АПГ18-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Антонова Феликса Александровича на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2018 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Антонова Феликса Александровича об оспаривании статьи 40 Закона Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2007 года 497-З N 1007-III "О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)" (в редакции Закона Республики Саха (Якутия) от 27 мая 2014 года 1316-З N 195-V "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Саха (Якутия) в области избирательного законодательства").
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда законным и обоснованным, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
8 июня 2018 года Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) назначены выборы народных депутатов Республики Саха (Якутия) на 9 сентября 2018 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Закона Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2007 года 497-3 N 1007-III "О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)" (в редакции Закона Республики Саха (Якутия) от 27 мая 2014 года 1316-3 N 195-V "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Саха (Якутия) в области избирательного законодательства") количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов. Количество подписей, которое необходимо для списка кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Антонов Ф.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Закона Республики Саха (Якутия) от 27 мая 2014 года 1316-3 N 195-V в части слов: "количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов", ссылаясь на противоречие законоположения части 1 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которой предусмотрено, что количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов. Считает, что оспариваемой нормой устанавливается дискриминация в зависимости от уровня выборов, поскольку в представительный орган местного самоуправления достаточно сбора подписей в количестве 0,5 процента от числа избирателей. Полагает нарушенным своё пассивное избирательное право, поскольку намерен выдвинуть свою кандидатуру в порядке самовыдвижения в народные депутаты Республики Саха (Якутия).
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2018 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Антонов Ф.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов апелляционной жалобы представлены возражения прокуратуры Республики Саха (Якутия).
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда не подлежащим отмене.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
Пунктом 1 статьи 35.1 названного Федерального закона установлено, что необходимым условием регистрации кандидата на выборах является поддержка его выдвижения избирателями, наличие которой в том числе подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Согласно пункту 1 статьи 37 этого Федерального закона на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Аналогичные положения закреплены в пункте 1 статьи 40 Закона Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2007 года 497-З N 1007-III "О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)" (в редакции Закона Республики Саха (Якутия) от 27 мая 2014 года 1316-З N 195-V "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Саха (Якутия) в области избирательного законодательства").
При таких обстоятельствах порядок определения необходимого количества подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в народные депутаты Республики Саха (Якутия), установленный пунктом 1 статьи 40 Закона Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2007 года 497-З N 1007-III "О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)", принят в пределах полномочий Государственного Собрания (Ил Тумэн), соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает принцип равенства прав и обязанностей кандидатов различного уровня выборов, поскольку в равной мере является обязательным для всех кандидатов, выдвигаемых в данном округе и участвующих в выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Пассивное избирательное право административного истца оспариваемым постановлением не нарушено.
Довод апелляционной жалобы о том, что разное количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу в представительные органы местного самоуправления и в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, создает искусственные препятствия для независимых депутатов, нарушает право граждан избирать и быть избранными, а также нарушает принцип равенства прав и свобод человека, основан на неправильном толковании норм материального права.
Установление на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количества подписей, необходимого для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, в количестве 3 процентов является императивным требованием Федерального закона и полностью соотносится с принципом равенства кандидатов в депутаты.
Исходя из изложенного и принимая во внимание, что иных доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Антонова Феликса Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 июля 2018 г. N 74-АПГ18-5
Текст определения официально опубликован не был