В соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1177), постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 4, ст. 504), на основании Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 331 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3259), а также в соответствии с Порядком согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, утвержденным приказом ФСТ России от 7 декабря 2004 года N 236-э (зарегистрирован Минюстом России 18 января 2005 года, регистрационный N 6264), с изменениями и дополнениями, внесенными приказом ФСТ России от 7 августа 2006 года N 150-э (зарегистрирован Минюстом России 5 сентября 2006 года, регистрационный N 8218), на основании писем Департамента тарифного регулирования Томской области от 15.01.2018 N 53-03-0050, 25.04.2018 N 53-03-0695, 08.06.2018 N 53-03-1013, приказываю:
1. Отказать в согласовании решения Департамента тарифного регулирования Томской области об установлении на 2018 год единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Томской области, установленных на уровне ниже предельных минимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных приказом ФАС России от 19.12.2017 N 1747/17 "Об утверждении предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрический энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2018 год", направленного письмами Департамента тарифного регулирования Томской области от 15.01.2018 N 53-03-0050, 25.04.2018 N 53-03-0695, 08.06.2018 N 53-03-1013, в связи с несоответствием пунктам 7, 16, 29, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила государственного регулирования), пункту 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э (далее - Методические указания N 98-э).
В соответствии с пунктом 3 Порядка согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, утвержденного приказом ФСТ России от 7 декабря 2004 года N 236-э, основанием для рассмотрения данного вопроса является официальное заявление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на бланке заявителя, направленное в Федеральную службу по тарифам.
По результатам анализа экспертных заключений по территориальным сетевым организациям Томской области, представленных Департаментом тарифного регулирования Томской области, установлено следующее.
Пунктом 29 Основ ценообразования определены требования при определении цен на продукцию, товары и услуги, расходы на которые включаются в тарифы.
При утверждении необходимой валовой выручки (далее - НВВ) на очередной период регулирования Департаментом тарифного регулирования Томской области не отражено надлежащее исполнение требований пункта 29 Основ ценообразования - не указаны документы, на основании которых определена величина расходов (прайс-листы, приказы, положения о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд организации). Департаментом тарифного регулирования Томской области не отражено в экспертных заключениях соблюдение территориальными сетевыми организациями требований, предусмотренных Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В ходе установления тарифов на 2018 год, в представленных экспертных заключениях (например, ПАО "Томская распределительная компания", ООО "Электросети"), а также при определении экономически обоснованных фактических расходов 2016 года не указаны договоры и прочие документы, подтверждающие величину расходов по статьям затрат, сформированную в соответствии с требованиями пункта 29 Основ ценообразования, и подтверждающие исполнение организациями требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
При определении базового уровня подконтрольных расходов на новый долгосрочный период регулирования 2018-2022 гг. для ПАО "Томская распределительная компания", в нарушение пункта 7 Основ ценообразования, не учтены результаты анализа по выявлению экономически необоснованных подконтрольных расходов за первый долгосрочный период регулирования и соответствующим образом не учтены эти результаты при формировании НВВ на 2018 год.
В соответствии с пунктом 11 Методических указаний N 98-э уровень операционных, подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования устанавливается регулирующими органами методом экономически обоснованных расходов и при установлении базового уровня операционных, подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.
ФАС России письмом от 19.06.2017 N ИА/41019/17 дополнительно указала органам регулирования на необходимость исполнения указанных требований законодательства.
Расчет базового уровня подконтрольных расходов долгосрочного периода регулирования (ПАО "Томская распределительная компания", ОАО "Востокгазпром") Департаментом тарифного регулирования Томской области не определен методом сравнения аналогов в соответствии с приказом ФСТ России от 18.03.2015 N 421-э "Об утверждении Методических указаний по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов и внесении изменений в приказы ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э и от 30.03.2012 N 228-э" (зарегистрировано в Минюсте России 23.04.2015 регистрационный N 37029), тем самым нарушен пункт 38 Основ ценообразования.
Согласно пункта 38 Основ ценообразования: "Расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли организации, тарифы на услуги по передаче электрической энергии для которой устанавливаются с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, не могут превышать 12 процентов необходимой валовой выручки и определяются в соответствии с утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.".
Департаментом тарифного регулирования Томской области, при установлении расходов на финансирование капитальных вложений из прибыли ПАО "Томская распределительная компания" на 2018-2020 гг., включены расходы на финансирование капитальных вложений превышающие 12 процентов НВВ на 2018-2020 гг., тем самым нарушен пункт 38 Основ ценообразования и пункт 11 Методических указаний N 98-э.
При расчете корректировки НВВ, в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы 2016 года, Департаментом тарифного регулирования Томской области учтены затраты на мероприятия, отсутствующие в утвержденной инвестиционной программе ПАО "Томская распределительная компания", согласно представленному отчёту, в рамках мониторинга инвестиционных программ, в шаблоне NET.INV2016.
Кроме того, согласно анализу исполнения инвестиционной программы ООО "Горсети", указанного Департаментом тарифного регулирования Томской области в экспертном заключении и в отчёте шаблона NET.INV2016, выявлены разночтения в части плановых и фактических объемов исполнения инвестиционной программы.
Департаментом тарифного регулирования Томской области в состав базовых подконтрольных расходов на 2018 год ПАО "Томская распределительная компания", в том числе без соответствующего обоснования, включены:
- аренда зданий и сооружений - 222,69 тыс. руб. (стр. 124 заключения);
- представительские расходы - 1 089,75 тыс. руб. (стр. 111 заключения);
- услуги по развитию электросетевого комплекса - (ПАО "Россети") - 20 949,56 тыс. руб. (стр. 95 заключения);
- услуги по организации казначейских функций (централизованное управление финансовыми потоками) - 1 035,11 тыс. руб. (стр. 96 заключения);
- расходы на регистрационные взносы за участие в форумах и конференциях 47,95 тыс. руб. (стр. 100 заключения);
- затраты на экологию - 797,22 тыс. руб., в том числе: мониторинг подземных вод, мониторинг почв, анализ и замеры, разработка проектной документации (стр. 101 заключения);
- выплаты социального характера - к бракосочетанию, к рождению ребенка, прочее (без расшифровки) - 685,24 тыс. руб.
Департаментом тарифного регулирования Томской области без обоснования включены в НВВ в подконтрольные расходы по статье "мероприятия по предупреждению заболеваний", затраты выше, чем заявлены ПАО "Томская распределительная компания": при заявке - 2 841,72 тыс. руб., включено - 3 172,15 тыс. руб. (стр. 118 заключения).
При заявке ООО "Сетевая компания Северска" на 2018 год по статье "вспомогательные материалы": затраты на приобретение канцелярских и хозяйственных товаров - 78,95 тыс. руб. Департаментом тарифного регулирования Томской области включено - 100,25 тыс. руб.; при заявке на содержание транспорта (ГСМ, запчасти) - 204,56 тыс. руб., Департаментом тарифного регулирования Томской области включено - 270,80 тыс. руб.
По результатам анализа экспертных заключений по территориальным сетевым организациям Томской области, представленных Департаментом тарифного регулирования Томской области установлено, что в базовые подконтрольные расходы включены экономически необоснованные расходы, тем самым нарушен пункт 7 Основ ценообразования.
В неподконтрольные расходы по статье "прочие налоги и сборы" включены затраты водного налога, не относящиеся к регулируемой деятельности, тем самым нарушен пункт 7 Основ ценообразования.
Пунктом 26 Основ ценообразования определены требования по определению расходов на оплату труда, включаемых в НВВ, с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Помимо определения расходов на оплату труда основного персонала ПАО "Томская распределительная компания" на 2018 год Департаментом тарифного регулирования Томской области дополнительно приняты затраты по привлечению персонала для снятия показаний приборов учёта по договорам гражданско-правового характера (10 172,6 тыс. руб., численность 76,9 чел., стр. 68 заключения), которые соответствуют предмету деятельности предприятия.
Величина расходов на оплату труда, связанная со снятием показаний приборов учета и расчётов объёма переданной электрической энергии потребителю, указана в экспертном заключении без расчёта затрат на снятие показаний приборов учёта и стоимости снятия показаний приборов учёта электроэнергии с одного индивидуального прибора учёта электроэнергии. Также не указаны затраты на снятие показаний приборов учёта, исходя из расчёта по многоквартирным домам, оборудованным общедомовым прибором учёта электроэнергии, а также по остальным потребителям, в том числе, по частному жилому фонду, исходя из периодичности съёма показаний приборов учёта.
В расчёте нормативной численности промышленно-производственного персонала распределительных электрических сетей, разработанном ОАО "ЦОТэнерго", определена оптимальная численность работников, необходимая для эффективного и стабильного функционирования распределительных электрических сетей, в том числе нормативная численность персонала подразделений электрических сетей, выполняющих функции учета отпуска электрической энергии, а также нормативная численность руководителей, специалистов и служащих по функции "Технический аудит потребителей энергии" (энергоинспекции), включая бытовые группы потребителей электрической энергии (в составе коммунальных услуг).
По результатам анализа экспертного заключения ПАО "Томская распределительная компания", установлено, что в нарушение пункта 16 Основ ценообразования, Департаментом тарифного регулирования Томской области не представлена оценка экономической обоснованности фонда оплаты труда, включенного в состав базовых подконтрольных затрат на 2018 год ПАО "Томская распределительная компания".
В экспертных заключениях по расчёту тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год отсутствует анализ на предмет определения недополученных доходов по независящим от территориальных сетевых организаций причинам, предусмотренный пунктом 7 Основ ценообразования.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России В.Г. Королева.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 12 июля 2018 г. N 980/18 "Об отказе в согласовании решения Департамента тарифного регулирования Томской области об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Томской области на уровне ниже предельных минимальных и выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных ФАС России на 2018 год"
Текст приказа официально опубликован не был