Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 июня 2018 г. N 71-АПГ18-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.,
при секретаре Костерева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области на решение Калининградского областного суда от 5 февраля 2018 года о признании недействующими пунктов 1492, 5105, 5118, 5161, 5190, 5192, 5303 (поименованные в решении соответственно 1492, 5090, 5100, 5142, 5170, 5172, 5281) Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области от 26 июля 2017 года N 86.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области Свистельник Н.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя ООО "Санаторно-курортное объединение "Калининградпрофкурорт" Гаренко А.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области от 26 июля 2017 года N 86 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год.
В пункты 1492, 5105, 5118, 5161, 5190, 5192, 5303 Перечня на 2017 год включены здания с кадастровыми номерами: 39:05:010111:61, 39:17:010001:161, 39:17:010001:59, 39:17:020008:40, 39:17:010001:168, 39:17:010001:201, 39:17:020011:29.
Общество с ограниченной ответственностью "Санаторно-курортное объединение "Калининградпрофкурорт", являясь собственником названных зданий, обратилось в Калининградский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило исключить указанные здания из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства по промышленной политике, по развитию предпринимательства и торговли Калининградской области от 26 июля 2017 года N 86.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что вышеназванные здания не обладают предусмотренными статьёй 1.1 Закона Калининградской области от 27 ноября 2003 года N 336 "О налоге на имущество организаций" и статьёй 378 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости; включение зданий в Перечень на 2017 год неправомерно возлагает на общество обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Решением Калининградского областного суда от 5 февраля 2018 года требования ООО "Санаторно-курортное объединение "Калининградпрофкурорт" удовлетворены.
В апелляционной жалобе Министерство по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Калининградской области и ООО "Санаторно-курортное объединение "Калининградпрофкурорт" представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на них, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (статьи 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статьёй 1.1 Закона Калининградской области от 27 ноября 2003 года N 336 "О налоге на имущество организаций" на основании статьи 372, пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
К объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, отнесены, в частности, административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1, пункта 2 статьи 1.1).
Административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (пункт 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Торговым центром (комплексом) признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела, здания, принадлежащие административному истцу, с кадастровыми номерами 39:17:010001:59, 39:17:020011:29, 39:17:010001:161, 39:05:010111:61, 39:17:010001:168, 39:17:010001:201, 39:17:020008:40 включены в оспариваемые пункты Перечня по критериям, предусмотренным подпунктами 2 пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку имеют следующие наименования:"Питьевая галерея "Фитобар", "Сауна, котельная", "Административно-приёмный корпус", "Столовая", "Клуб-столовая", "Клуб-столовая", "Столовая" соответственно, то есть предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, само по себе наименование здания без оценки иных фактических обстоятельств по делу не свидетельствует о правомерности его отнесения к объектам, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Так, судом первой инстанции установлено, что указанные здания расположены на земельных участках с кадастровыми номерами 39:05:010110:1, 39:17:010053:59, 39:17:010001:1, 39:17:020008:89, 39:17:020011:1 с видами разрешённого использования "для оздоровительной деятельности", "для размещения объектов лечебно-оздоровительного назначения", "санаторная деятельность", "для эксплуатации здания санатория".
Основным видом деятельности ООО "Санаторно-курортное объединение "Калининградпрофкурорт" является деятельность санаторно-курортных организаций, а сами здания являются составной частью имущественных комплексов санатория "Зеленоградск", детского санатория "Майский", санатория "Янтарный берег", санатория "Отрадное" и составляют их инфраструктуру. Использование этих зданий связано непосредственно с осуществлением основной деятельности административного истца по организации оздоровительного отдыха и связанного с этим сервисного обслуживания, организации санаторно-курортного лечения граждан, в том числе детей. При этом функционирование столовых является одним из обязательных условий указанной деятельности (приказ Минздрава России от 5 мая 2016 года N 279н, приказ Минздрава России от 5 августа 2003 года N 330, СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей", утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 декабря 2013 года N 73) и не относится к оказанию услуг общественного питания как самостоятельной отрасли экономики (ГОСТ 31985-2013).
При таких данных вывод суда о том, что включение зданий с кадастровыми номерами 39:17:010001:59, 39:17:020011:29, 39:17:010001:161, 39:05:010111:61, 39:17:010001:168, 39:17:010001:201, 39:17:020008:40 в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утверждённый приказом Министерства по промышленной политике, по развитию предпринимательства и торговли Калининградской области от 26 июля 2017 года N 86, противоречит положениям статьи 1.1 Закона Калининградской области от 27 ноября 2003 года N 336 "О налоге на имущество организаций" и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, является законным и обоснованным, соответствует обстоятельствам дела, подтверждается доказательствами, проверенными и оценёнными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы, указанные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает.
Вместе с тем судом первой инстанции при рассмотрении дела ошибочно указано, что здания, которые административный истец просит исключить из Перечня на 2017 год, включены в пункты 1493, 5090, 5100, 5142, 5170, 5172, 5281.
Согласно Перечню объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утверждённому приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области от 26 июля 2017 года N 86, данные здания соответствуют пунктам 1492, 5105, 5118, 5161, 5190, 5192, 5303, в связи с чем резолютивная часть решения суда первой инстанции подлежит уточнению.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила:
решение Калининградского областного суда от 5 февраля 2018 года по существу оставить без изменения, уточнив его резолютивную часть указанием о признании незаконными и не подлежащими применению с 1 января 2017 года пунктов 1492, 5105, 5118, 5161, 5190, 5192, 5303 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области от 26 июля 2017 года N 86.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 июня 2018 г. N 71-АПГ18-6
Текст определения официально опубликован не был