Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 июня 2018 г. N 46-АПГ18-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Зинченко И.Н.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Весельской Н.С. и Лебедевой М.В. на решение Самарского областного суда от 22 февраля 2018 года об отказе в удовлетворении их административного искового заявления о признании недействующим пункта 2941 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907 утверждён перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год.
В пункт 2941 указанного Перечня включено принадлежащее на праве собственности административным истцам нежилое здание с кадастровым номером _, расположенное по адресу: ...
Весельская Н.С. и Лебедева М.В. обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 2941 Перечня, указав в обоснование заявленных требований, что принадлежащее им нежилое здание не подпадает под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации; включение здания в Перечень на 2017 год неправомерно возлагает на административных истцов обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Решением Самарского областного суда от 22 февраля 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Весельская Н.С. и Лебедева М.В. просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокуратурой Самарской области, Министерством имущественных отношений Самарской области представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на них, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда не подлежащим отмене.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации).
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (подпункт 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
К такому недвижимому имуществу Налоговый кодекс Российской Федерации относит в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20% его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (пункт 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела, нежилое здание с кадастровым номером ... расположено на земельном участке с кадастровым номером ... с видом разрешённого использования (на момент включения здания в Перечень) "для строительства офисного (административного) здания".
По сведениям кадастрового учёта, данное здание именуется административным зданием, состоящим из 11 этажей, площадью 2371,8 кв.м, из которых 1831,9 кв.м отнесён к основной площади нежилых помещений, что составляет более 20% площади всего здания.
При таких данных суд первой инстанции, установив, что на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта здание с кадастровым номером ... являлось отдельно стоящим нежилым зданием, предназначенным для использования в целях размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры и расположенным на земельном участке, вид разрешённого использования которого допускает размещение на нём офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, пришёл к правильному выводу о законности включения данного здания в пункт 2941 Перечня на 2017 год.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оценёнными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Довод жалобы о том, что данное здание фактически не используется, находится в законсервированном состоянии, правового значения для рассмотрения дела не имеет, поскольку основанием для включения в Перечень является наличие хотя бы одного из критериев, установленных пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Самарского областного суда от 22 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Весельской Н.С. и Лебедевой М.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 июня 2018 г. N 46-АПГ18-6
Текст определения официально опубликован не был