Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 12 июля 2018 г. N 03-04-05/48704
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросам обложения налогом на доходы физических лиц операций с иностранными финансовыми инструментами и сообщает, что в соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утверждённым приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не усыновлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем, в соответствии со статьёй 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняем следующее.
Согласно пункту 2 статьи 214.1 Кодекса порядок отнесения объектов гражданских прав к ценным бумагам устанавливается законодательством Российской Федерации и применимым законодательством иностранных государств.
Приказом ФСФР России от 23 октября 2007 г. N 07-105/пз-н было утверждено Положение о квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг (далее - Положение), в соответствии с которым квалификация иностранных финансовых инструментов в Российской Федерации производится в зависимости от кодов, присвоенных таким инструментам в соответствии с международными стандартами.
В соответствии с письмом Банка России от 4 мая 2017 г. N ИН-06-28/19 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг", если квалификация иностранного финансового инструмента не подтверждена в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 4 Положения и присвоенный такому иностранному финансовому инструменту в соответствии со стандартом ISO 10962:2015 код CFI имеет значения, отличные от тех, которые указаны в пункте 2 Положения, квалификация такого иностранного финансового инструмента в качестве ценной бумаги может быть осуществлена Банком России в соответствии с Индивидуальным порядком квалификации.
Если квалификация иностранного финансового инструмента в качестве ценной бумаги не была подтверждена в вышеуказанном порядке, положения статьи 214.1 Кодекса, касающиеся порядка определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами, не применяются.
Согласно пункту 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьёй 212 Кодекса.
Доходы, полученные по операциям с иностранными финансовыми инструментами, не признаваемыми ценными бумагами, облагаются налогом на доходы физических лиц в общем порядке в соответствии с положениями главы 23 Кодекса.
При этом налоговая база определяется по каждой отдельной операции с такими иностранными финансовыми инструментами.
В соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 2 статьи 220 Кодекса право уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведённых и документально подтверждённых расходов предоставляется налогоплательщику только в отношении расходов на приобретение имущества.
Согласно статье 128 Гражданского кодекса Российской Федерации к объектам гражданских прав относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права.
При этом на основании пункта 2 статьи 38 Кодекса имущественные права для целей Кодекса исключаются из понятия имущества.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.