Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 10 июля 2018 г. N 03-04-06/47925
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу учёта расходов по приобретению инвестиционных паёв паевых инвестиционных фондов в целях определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц по операциям с ценными бумагами и сообщает, что в соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утверждённым приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных операций.
Вместе с тем в соответствии со статьёй 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняем следующее.
1. В соответствии с пунктом 10 статьи 214.1 Кодекса расходами по операциям с ценными бумагами и расходами по операциям с производными финансовыми инструментами признаются документально подтверждённые и фактически осуществлённые налогоплательщиком расходы, связанные с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг, с совершением операций с производными финансовыми инструментами, с исполнением и прекращением обязательств по таким сделкам.
Статьёй 34 Семейного кодекса Российской Федерации определено, что к имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности и другое. Общим имуществом супругов являются также приобретённые за счёт общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесённые в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
В пункте 1 статьи 256 Гражданского кодекса Российской Федерации также устанавливается, что имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
Из этого следует, что если оплата расходов по приобретению ценных бумаг была произведена за счёт общего имущества супругов, оба супруга могут считаться участвующими в расходах по их приобретению.
Таким образом, при наличии у налогового агента оформленных в установленном порядке документов, подтверждающих фактически осуществлённые супругом налогоплательщика расходы, произведённые в период брака за счёт общего имущества супругов, связанные с приобретением на имя налогоплательщика ценных бумаг, их реализацией, хранением и погашением, указанные расходы могут быть учтены при определении финансового результата по операциям налогоплательщика с ценными бумагами.
Расходы по приобретению налогоплательщиком ценных бумаг, оплаченные иными лицами, в том числе близкими родственниками, при определении налоговой базы по операциям с ценными бумагами не учитываются.
2. В соответствии с положениями Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" осуществлять профессиональную деятельность в качестве участника рынка ценных бумаг могут только юридические лица.
В этой связи независимо от того, осуществляет ли физическое лицо - получатель дохода операции с ценными бумагами в качестве индивидуального предпринимателя или нет, применяется общий порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц с доходов от операций с ценными бумагами, установленный статьями 214.1 и 226.1 Кодекса.
Из изложенного следует, что расходы налогоплательщика по приобретению ценных бумаг, оплаченные им как индивидуальным предпринимателем, учитываются при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц по операциям с ценными бумагами в общем порядке.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.