В соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 12.04.2018 N 440 "О требованиях к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов" (далее - Постановление N 440).
Постановление N 440 устанавливает требования, которым должны соответствовать банки, осуществляющие выдачу банковских гарантий для обеспечения заявок и исполнения заключаемых в рамках Закон N 44-ФЗ контрактов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а именно: требования к размеру капитала банков и уровню кредитного рейтинга. Указанные требования к банкам позволяют значительному количеству финансово устойчивых банков осуществлять выдачу банковских гарантий. Такой порядок, в свою очередь, обеспечивает доступ к госзаказу значительному количеству стабильно работающих предприятий, в особенности предприятиям малого и среднего бизнеса, государственная поддержка которых является одной из первоочередных задач, поставленных Президентом Российской Федерации.
Вместе с тем на сегодня отсутствует единый нормативный акт, определяющий требования к банкам и банковским гарантиям, выданным в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ). Законом N 223-ФЗ предусматривается, что заказчиками закупок, регулируемых этим законом, являются некоторые специальные субъекты. К их числу отнесены государственные корпорации и компании, публично-правовые компании, субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твёрдых коммунальных отходов, автономные учреждения, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50 процентов; дочерние общества указанных юридических лиц; некоторые бюджетные учреждения.
Отсутствие единого стандарта требований к банкам, которые могут быть гарантами по обязательствам исполнителей контрактов, регулируемых Законом N 223-ФЗ, приводит к тому, что большинство заказчиков устанавливают к банкам-гарантам свои необоснованно завышенные требования. Например, довольно часто ими устанавливаются требования по капиталу банков-гарантов в размере 25 млрд рублей и более, рейтинги на уровне "А-" и выше и т.п. Указанным требованиям может соответствовать не более 10-40 крупнейших российских банков, что делает выдаваемые ими банковские гарантии достаточно дорогими. Оплата дорогих банковских гарантий делает нерентабельной деятельность малых и средних предприятий, что приводит к невозможности получения ими банковских гарантий и, как следствие, существенно ограничивает конкуренцию в экономической сфере.
Сложившееся положение неизбежно сказывается на активности малых и средних предприятий, являющихся потенциальными претендентами на заключение контрактов. Так, за период с 01.04.2015 года по 01.04.2018 года только крупнейшими 24 госкомпаниями Российской Федерации было проведено около 144 тыс. тендеров и конкурсов стоимостью до 100 млн рублей. Размер указанных тендеров по сумме, бесспорно, соответствует масштабам деятельности малых и средних предприятий. Однако среди участников указанных тендеров малые и средние предприятия представлены не в полной мере.
Несмотря на специальный статус, многие заказчики, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом N 223-ФЗ, получают для проведения тендеров и конкурсов средства федерального бюджета и бюджетов других уровней. При этом требования Закона N 44-ФЗ, регулирующие осуществление закупок при использовании средств федерального бюджета и бюджетов иных уровней, не являются для них обязательными, в том числе и в части критериев к банкам и банковским гарантиям, что представляется необоснованным.
Следует обратить внимание, что в настоящее время Минфином России разработан проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 2, 3.4 и 4 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Законопроект), опубликованный 12 апреля 2018 г. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://www.regulation.gov.ru/p/79937. Законопроектом вносятся изменения, в частности в статью 3.4 Закона N 223-ФЗ, согласно которым отдельные виды заказчиков в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства принимают банковские гарантии, выданные банками, отвечающими требованиям статьи 45 Закона N 44-ФЗ.
Однако на указанный Законопроект Минэкономразвития России подготовлено отрицательное Заключение (N 16475-СШ/Д26и от 18.06.2018). По мнению Минэкономразвития России, "возложенная на участников закупки обязанность выбирать банк для получения банковской гарантии из указанного перечня должно само по себе полностью исключать ответственность данных лиц за финансовое состояние выбранного ими банка и, соответственно, любые финансовые риски, которые могут возникнуть в связи с отзывом Банком России у такого банка лицензии.".
Представляется, что установленные Постановлением N 440 в соответствии с Законом N 44-ФЗ требования к банкам, имеющим право выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, как требования к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для исполнения контрактов, регулируемых Законом N 223-ФЗ, должны выполнять одни и те же задачи.
С одной стороны, перечень банков, имеющих право выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов, должен включать только финансово-устойчивые банки с точки зрения перечисленных в нем объективных критериев. Разумеется, этот перечень ни в коей мере не сможет освободить заказчика от ответственности за выбор банка-гаранта. В случае банкротства банка контракт окажется необеспеченным. Требование о замене гарантии не всегда будет выполняться. Поэтому наличие перечня возможных банков-гарантов позволит заказчикам исключить очевидные ошибки, связанные с незнанием финансового рынка.
С другой стороны, критерии устойчивости банков, указанные в перечне, позволят ограничить произвольное усмотрение заказчиков, которые нередко предъявляют завышенные требования к выбору банков-гарантов. Это снизит стоимость банковских гарантий и позволит малым и средним предприятиям участвовать в тендерах и конкурсах наравне с крупными предприятиями-исполнителями.
В связи с изложенным Ассоциация российских банков просит Вас, рассмотреть возможность скорейшего решения проблемы унификации требований к банкам, имеющим право выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов в соответствии с Законом N 44-ФЗ и Законом 223-ФЗ.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 11 июля 2018 г. N А-01/1Э-177 "Об унификации требований к банкам, осуществляющим выдачу банковских гарантий"
Текст письма официально опубликован не был