Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина И.А. Есипова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Решением гарнизонного военного суда было признано правомерным увольнение гражданина И.А. Есипова с военной службы без предоставления жилого помещения. Как указал суд, И.А. Есипову неоднократно в 2014-2016 годах предлагались жилые помещения в избранном месте жительства, а также жилищная субсидия, от получения которых он отказался.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации И.А. Есипов оспаривает конституционность пунктов 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 20 апреля 2015 года N 97-ФЗ "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 15 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации", которые изменили редакцию абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", предусматривающего запрет на увольнение с военной службы определенной категории граждан без обеспечения их жильем, и дополнили данный пункт абзацем третьим. Согласно этим изменениям и дополнениям военнослужащие, отказавшиеся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо от жилищной субсидии, могут быть уволены с военной службы без их согласия. Также заявитель оспаривает конституционность указанных абзацев второго и третьего пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 1, 2, 7, 17 (часть 1), 18, 19 (части 1 и 2), 54 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку применяются к ранее возникшим отношениям, позволяя увольнять со службы военнослужащих, которые до принятия этих законоположений были признаны нуждающимися в получении жилья в избранном месте жительства и которые вправе были рассчитывать на стабильность правового регулирования и невозможность увольнения с военной службы без предоставления жилого помещения даже в случае отказа от предложенного жилого помещения.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Оспариваемые заявителем взаимосвязанные законоположения, принятые в рамках дискреции законодателя и направленные на предоставление военнослужащим дополнительных гарантий в жилищной сфере, одновременно призваны уточнить правовые последствия, возникающие в связи с добровольным отказом гражданина, подлежащего увольнению с военной службы, от предложенного ему жилого помещения или жилищной субсидии, и предусматривают также его право на обеспечение жильем согласно положениям Федерального закона "О статусе военнослужащих" после увольнения со службы (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2016 года N 2095-О и от 28 марта 2017 года N 638-О).
Соответственно, эти законоположения не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя, который отказывался от предложенных ему жилых помещений и жилищной субсидии в 2014-2016 годах (т.е. как до, так и после вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 15 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации").
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Есипова Игоря Александровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 28 июня 2018 г. N 1572-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Есипова Игоря Александровича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 15 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)