Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина А.Н. Солоненко вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.Н. Солоненко оспаривает конституционность постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года N 1582 "Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (признано утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 года N 1074 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
Как следует из представленных материалов, заявитель в период с 26 апреля 1986 года по 1 сентября 1986 года проживал в селе Лотаки Красногорского района Брянской области, которое распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года N 237-р было отнесено к зоне проживания с правом на отселение, а после вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года N 1582 стало относиться к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Как лицо, добровольно выехавшее из зоны проживания с правом на отселение, А.Н. Солоненко в 1996 году был поставлен на жилищный учет по новому месту жительства, однако в 2016 году ему было отказано во включении в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы", поскольку добровольное переселение из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, к которой в настоящее время относится названный населенный пункт, не дает права на меру социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета. Правильность такого решения была подтверждена судами общей юрисдикции со ссылкой в том числе на постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года N 1582.
По мнению заявителя, оспариваемый акт не соответствует статьям 2, 15 (части 1 и 2), 42, 53 и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, приданному ему правоприменительными органами в его конкретном деле, допускает возможность отмены возмещения вреда в ранее признанном государством объеме в виде обеспечения жилой площадью согласно пункту 7 статьи 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" граждан, выехавших добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и последующие годы, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, только на основании изменения статуса таких населенных пунктов.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно части третьей статьи 7 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" границы зон, на которые разделены территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и перечень находящихся в них населенных пунктов устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
Реализуя предоставленные ему полномочия, Правительство Российской Федерации осуществляет зонирование территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и периодический пересмотр перечня находящихся там населенных пунктов на основе объективных критериев, характеризующих динамику радиационной обстановки.
Такое правовое регулирование, одним из элементов которого выступает постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года N 1582, направлено на обеспечение адресности социальной защиты граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, позволяет учитывать изменение параметров радиационного воздействия, в том числе снижение интенсивности облучения, обусловленное как естественными процессами, так и принимаемыми государством мерами по преодолению негативных последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Следовательно, оспариваемый акт сам по себе не может расцениваться как нарушающий конституционные права заявителя.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Солоненко Александра Николаевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 28 июня 2018 г. N 1501-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Солоненко Александра Николаевича на нарушение его конституционных прав постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года N 1582 "Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)