Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина М.Ю. Кольцова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, было отказано в удовлетворении требований гражданина М.Ю. Кольцова о предоставлении ему жилого помещения. При этом суды, установив, что в 2002 году М.Ю. Кольцов был поставлен в очередь на первоочередное предоставление ему жилого помещения как инвалид, принимавший участие в боевых действиях, и что на момент рассмотрения дела он продолжает состоять в этой льготной очереди под соответствующим номером, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца в силу необходимости соблюдения очередности обеспечения жильем категории граждан, к которой относится М.Ю. Кольцов.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации М.Ю. Кольцов оспаривает конституционность следующих законоположений:
части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1); гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 данного Кодекса перечне (пункт 3);
статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которой к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом;
Федерального закона от 16 октября 2012 года N 169-ФЗ "О внесении изменений в статью 23.2 Федерального закона "О ветеранах", которым статья 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ) была дополнена пунктом 3.2 следующего содержания: "По письменным заявлениям указанных в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации" (пункт 1); пункт 11.1 той же статьи изложен в следующей редакции: "Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации" (пункт 2).
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения противоречат статьям 2, 7 (части 1 и 2), 10, 18, 19 (части 1 и 2), 40 (часть 3), 46 (часть 1), 54 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они не позволяют инвалиду II группы, поставленному в очередь на первоочередное предоставление жилого помещения до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, реализовать свое право на получение жилого помещения в течение длительного времени.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Статья 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации, провозглашая право каждого на жилище, вместе с тем не устанавливает условия и порядок приобретения права пользования тем или иным жилым помещением. Согласно статье 72 (пункт "к" части 1) Конституции Российской Федерации такие условия и порядок регламентируются жилищным законодательством. При этом законодатель в рамках своих дискреционных полномочий вправе определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 509-О-О, от 24 декабря 2012 года N 2280-О, от 17 июля 2014 года N 1662-О и др.).
Следовательно, часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, направленная на защиту определенных в ней категорий граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, нормы Федерального закона "О внесении изменений в статью 23.2 Федерального закона "О ветеранах", конкретизирующие порядок предоставления ветеранам жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) и единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, направленные на реализацию указанной категорией граждан права по обеспечению их жильем, и статья 5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", корреспондирующая общим правилам действия жилищного законодательства во времени (статья 6 Жилищного кодекса Российской Федерации), изданы в порядке реализации указанных конституционных гарантий и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя, указанные в жалобе.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кольцова Михаила Юрьевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 28 июня 2018 г. N 1549-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кольцова Михаила Юрьевича на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и Федеральным законом "О внесении изменений в статью 23.2 Федерального закона "О ветеранах"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)